Отцы-основатели США: списки, история и интересные факты. Александр Гамильтон — Один из отцов-основателей США Подпись под Декларацией независимости

У современной Америки есть свои неканонизированные святые. Это так называемые отцы-основатели (Founding Fathers) – те люди, которые сыграли ключевую роль в основании и становлении американской государственности, завоевании независимости и создании принципов новой политической системы. Именно они основали современные США. Их именами названы крупнейшие американские города, их портреты изображены на денежных знаках, о них до сих пор говорят с благоговением, и их фразы так любят цитировать американские высокопоставленные деятели. Кто же создал Америку такой, какой мы знаем её сегодня?

Вашингтон


Первый в списке – Джордж Вашингтон, главнокомандующий Континентальной армией, победитель в войне за независимость, человек, создавший институт американского президентства и сам ставший первым президентом США. Американцы называют его Отец Отечества (Father of the Fatherland). Идеал политика и человек безупречной репутации. Отец американской демократии.

Впрочем, личностью он был весьма противоречивой.

Джордж родился в семье мелкого землевладельца в Виргинии – классической американской колонии, где процветало рабство и индейцев с неграми не признавали за людей. Вырос в семье рабовладельца и, естественно, имел рабовладельческий склад ума. В 24 года Вашингтон женился на богатой немолодой вдове, получив в приданое 17 тысяч акров земли, 300 рабов и особняк в Уильямсбурге.

Вскоре Джордж значительно повысил доходы своего имения и стал одним из самых богатых землевладельцев Виргинии. Несложно догадаться, что добиться этого отцу американской демократии удалось благодаря рабскому труду. К тому времени, когда Вашингтон был избрал президентом, он являлся одним из самых богатых людей страны. Кстати, он вообще один из самых богатых президентов США за всю историю. Состояние Вашингтона (плантации, недвижимое имущество и так далее) сегодня могут быть оценены в 900 миллионов долларов.

Предприимчивый Вашингтон успешно продвигался и по карьерной (военной и политической) лестнице: в чине полковника активно участвовал в военных действиях против французов, англичан, а также индейцев, которые претендовали на свои земли.

Вашингтон вместе с единомышленниками Томасом Джефферсоном и Патриком Генри создавал и первые либеральные политтехнологии. Например, организовал в Виргинии объединение по бойкоту английских товаров. Похожие методы американские руководители активно используют до сих пор; в частности то, что сегодня называется санкциями.

В июне 1775 года Вашингтона единогласно избрали главнокомандующим Континентальной армией. Именно эта армия справилась с задачей тотального покорения индейцев, их насильственной ассимиляции либо насильственного переселения в резервации. Лишь между 1775 и 1890 годами, по подсчётам Бюро переписи населения США, произошло более 40 войн, причём это были войны преимущественно с мирным населением.

После Вашингтона осталось 58 томов писем, и это не считая публичных выступлений. На бумаге первый президент США выступал «за справедливое обращение с коренным населением», уповал на его «способность к ассимиляции» и даже лично беседовал с вождями индейских племён. Но стоило племени завести речь о «собственной идентичности или территориях», как миролюбивый Вашингтон отдавал приказы: «Уничтожить!», «Искоренить!»

Как умный политик Джордж понимал, что его солдаты, в числе которых были, как правило, переселенцы-колонисты, за идею воевать не станут. Им нужны новые земли и деньги – вот на чём изначально строился американский патриотизм. Поэтому Вашингтон и Конгресс в случае победы, например, над Британией, пообещали каждому солдату по 50 акров земли.

Война с Англией за независимость подчас имела странный характер. «Часто солдаты армии Вашингтона даже и не сражались за землю, их главнокомандующий просто посылал отряды, чтобы «застолбить» земли для своей частной компании. Например, пошли солдаты, построили домик на земле и «застолбили» землю», – так говорит бывший старший научный сотрудник Гудзоновского института стратегических исследований США Дмитрий Михеев. «Новые американцы – нувориши: жадные, беспринципные, бесчестные. Индейцев они не считали за людей. И Вашингтон командовал этим парадом нуворишей. Он сжёг десятки деревень. Расчищал территории. Истреблял индейцев, не заморачиваясь. Якобы действуя в интересах европейцев-переселенцев», – продолжает Михеев.

Далее учёный открывает ещё одну тайну Вашингтона, о которой не написано в американских учебниках истории: «Когда Вашингтон уже стал президентом, когда уже была принята Конституция (свобода, демократия, право человека на личное счастье), поселенцы, которые воевали в его армии (ирландцы, шотландцы), не получили никакой земли! Он не сдержал своего обещания!»

Несложно догадаться, кому после войны стали принадлежать захваченные территории – 500 тысяч акров земли перешли в личное владение самого Джорджа Вашингтона. Теоретически он должен был выполнить обещание и бесплатно расселить там 10 тысяч мигрантов, но предпочёл перепродавать им землю в 30 раз дороже рыночной стоимости.

К чести Вашингтона, всех своих рабов он освободил, поскольку презирал рабство. Но это вовсе не означает презрения к деньгам. Деньги и власть – совсем другое дело.

Современные историки всё чаще пишут о «неконтролируемой власти Вашингтона». И тут снова следует вспомнить о политике двойных стандартов. С одной стороны, Вашингтон и его соратники проповедовали равноправие, демократию, свободу, гарантированную Конституцией. С другой – на деле этот человек создал центральное правительство, которое подавляло бунты, уничтожало несогласных, завоёвывало континент.

Заслугой Вашингтона считается основание столицы США, города, названного в его честь. Стоит сказать, что, как и большинство лидеров Соединённых Штатов, Джордж был масоном, членом ложи «Александрия» №22. Поэтому и проектирование города осуществлялось по масонскому типу: так, чтобы улицы, широкие диагональные авеню, площади и проспекты оставались открытыми для просмотра монументальных структур масонской значимости, создание которых контролировал близкий друг и советник Вашингтона, член Ордена Рыцарей Храма, архитектор Пьер Чарльз Ленфанте. Благодаря особой архитектуре и символике сегодня Вашингтон называют самым масонским городом на земле.

Первый президент США был пропитан масонскими идеями. Его похороны в 1799 году проходили по строгому обряду: гроб был покрыт масонским фартуком, каждый из присутствовавших масонов бросал в могилу ветвь акации, символизирующую возрождение.

Кстати, всего в истории США было 13 масонов-президентов, начиная с Вашингтона и пока заканчивая Трумэном, чей огромный фотопортрет в масонском фартуке и с мастерком в руке сейчас висит на стене четвёртого этажа Белого дома. Гарри Трумэн запечатлён в тот самый момент, когда принял решение о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки в 1945-м.

Джефферсон


Ещё один отец-основатель США, Томас Джефферсон, третий американский президент, автор самого главного документа в истории США – Декларации независимости, изображён сразу на двух американских денежных знаках: двухдолларовой банкноте и пятицентовой монете.

Этот человек тоже интересен и чрезвычайно противоречив во всех отношениях. В нём как ни в ком другом чудесным образом уживались талантливый философ, либерал, гуманист и хладнокровный рабовладелец, расчётливый предприниматель, убеждённый масон.

Изучая его мысли и деятельность, можно прийти к выводу, что равноправие, свободу и братство он считал прерогативой людей лишь «первой категории». А все остальные – не более чем прямоходящие животные. Вот, например, цитата о чернокожих из его книги «Заметки о штате Виргиния»: «Их жизнь состоит больше из ощущений, чем из размышлений. Сюда же относится и их желание спать, когда они не работают или не развлекаются. Животное, чьё тело покоится и которое не думает, должно, конечно, клонить ко сну. Касательно памяти, ума и воображения, мне кажется, что в памяти они равны белым, в уме значительно уступают. Я думаю, едва ли можно найти чёрного, способного понять труды Евклида. Их воображение скучно, безвкусно и аномально… Они выделяют меньше через почки и больше через кожу, что придаёт им очень сильный и неприятный запах. Из-за этой повышенной потливости они лучше приспособлены к жаре и хуже к холоду, чем белые».

Но, несмотря на подобные воззрения, в начале своей политической карьеры Джефферсон любил рассуждать о ликвидации рабства и даже вставил в Декларацию пункт о его отмене. Но вскоре удалил. Как писал об отце американской независимости его современник, писатель и священник Монкур Конве, «никогда ещё человек не добивался такой славы за то, чего он не делал».

Потомственный рабовладелец, третий президент США, борец за демократию и равенство, Томас Джефферсон при жизни владел 600 рабами, не считая слуг, и плантациями, по размеру сравнимыми с городом. В американском школьном учебнике по истории в разделе «Томас Джефферсон: борец за свободу и права человека» сказано: «В его промышленном улье не было никаких разногласий и оскорблений: на чернокожих сияющих лицах рабов, которые работали под руководством своего хозяина, не было ни малейших следов недовольства… За работой женщины пели, а подросшие дети на досуге делали гвозди, не перерабатывая и ради удовольствия».

А теперь заглянем в «Фермерскую книгу», написанную самим Джефферсоном: «Дети-рабы в возрасте до 10 лет выполняют функции нянек, с 10 до 16 лет мальчики делают гвозди, девочки прядут, в возрасте 16 лет они отправляются на работу в поле или начинают учиться ремеслу».

А теперь цитаты из записей очевидцев: «Запертые в душной, задымлённой мастерской мальчики чеканили по 5–10 тысяч гвоздей в день, что в 1796 году принесло Джефферсону 2 тысячи долларов общего дохода. Тогда гвоздильная его фабрика конкурировала с исправительной тюрьмой штата».
Зять политика, Рэндольф, в одном из отчётов сообщал Джефферсону, что у негритянских мальчиков, делавших гвозди, «работа идёт очень хорошо, потому что детей секут».

Однажды за драку в мастерской американский гуманист продал мальчишку-раба на южные плантации для устрашения других детей, по словам самого Джефферсона, «как будто его забрала сама смерть».

После смерти Джефферсона по завещанию его любимый раб, кузнец Джозеф Фоссетт, получил свободу, но вся его семья – жена и семеро детей – осталась в рабстве. Вскоре они были перепроданы другим хозяевам, Фоссетту удалось выкупить лишь жену. Несчастный Джозеф десять лет трудился у наковальни, чтобы заработать на выкуп детей, но, даже накопив деньги, не смог этого сделать: новые хозяева его детей передумали их продавать. Семья больше не воссоединилась. В 1898 году, будучи уже свободным человеком, 83-летний сын кузнеца Питер Фоссетт вспоминал: «Я никогда не забуду, когда меня поставили на аукционный помост и продали как лошадь».

Забавно вспомнить ещё об одном философском труде этого президента, который он озаглавил скромно – «Библия Джефферсона». Её главный герой по имени Иисус – ловкий человек, управленец, с нуля создавший грандиозную корпорацию под названием «христианство». Ну и, помимо «Библии», ещё одна уникальная заповедь этого отца-основателя своим последователям: «Кнут и пряник – хорошо, но мало, нужны и другие способы контроля».

Именно Джефферсон в своих поместьях создал оригинальный институт осведомителей из числа свободных граждан. За небольшие деньги (20–50 центов в месяц) эти люди должны были наблюдать за перемещениями рабов, их разговорами, поступками и докладывать о своих наблюдениях надзирателям. Спасибо таким осведомителям, с их появлением от Джефферсона не убежал ни один раб, а если кому-то и удавалось что-либо стащить (гвоздь или одежду), пропажу сразу же находили, а вора наказывали. Таким образом, была создана первая в мире сеть секретных осведомителей, впоследствии прозванная в США «вторым уровнем спецслужб» и прекрасно себя зарекомендовавшая.

А вот что говорит о Джефферсоне уже упоминавшийся здесь бывший старший научный сотрудник Гудзоновского института стратегических исследований США Дмитрий Михеев: «Суть деятельности Джефферсона – лицемерие и ложь. Он сам писал законы, запрещавшие межрасовые смешения. Даже если есть одна капля африканской крови – ты уже негр! Даже если ты будешь блондин».

Уже будучи президентом США, имея добропорядочную жену (которая была его троюродной сестрой) и шестерых детей, между делом Джефферсон активно сожительствовал с рабыней-мулаткой, которая также подарила ему шестерых отпрысков.

Франклин и Гамильтон


В группу отцов-основателей входят также Джон Адамс, Джон Джей и Джеймс Мэдисон. Но мы остановимся на двух других фигурах.

Бенджамин Франклин – единственный из отцов-основателей, скрепивший своей подписью все три самых главных документа, которые и по сей день лежат в основе государственности Соединённых Штатов: Декларацию независимости, Конституцию и Версальский мирный договор 1783 года.

Писатель, дипломат, активный член масонского ордена и философ, Франклин стал духовным лидером новой американской нации во второй половине XVIII века и первой половине XIX. Но, исходя из его же воззрений, духовность всегда неразрывно связана с материальной выгодой. Неудивительно, что портрет Бенджамина Франклина изображён на стодолларовой купюре – так высоко оценили его потомки. И, кстати, именно Франклину принадлежит фраза «время – деньги».

Франклин разработал теоретическую базу американской государственности, а вот его молодой последователь Александр Гамильтон претворял материалистические идеи в жизнь. «Серый кардинал», министр финансов при двух американских президентах (Вашингтоне и Адамсе), Александр Гамильтон также вошёл в каноническую семёрку отцов-основателей США.

Гамильтон всю жизнь боролся за централизованное федеративное государство с сильной властью президента. Он в полный голос говорил о милитаристских планах, выступал за имперскую политику в Латинской Америке и участие в делах Европы. Можно сказать, что именно Гамильтон заложил все основы и современной американской государственности: армия США, Национальный банк, институт президентства, федеративный характер государства.

Кстати, не только за силу мысли, но и за силу духа этот человек заслуживает восхищения. В отличие от большинства политиков, пользовавшихся полной безнаказанностью, Гамильтон жизнью заплатил за свои идеи. В 1804 году во время избирательной кампании на пост губернатора Нью-Йорка Александр Гамильтон резко и жёстко критиковал своего политического противника и идейного врага Аарона Бёрра. Не выдержав нападок, Бёрр вызвал Гамильтона на дуэль. После того как прозвучала команда «К барьеру!», Бёрр выстрелил, а Гамильтон намеренно не стрелял. В своей предсмертной записке он написал: «Мои религиозные и моральные принципы решительно против практики дуэлей. Вынужденное пролитие крови человеческого существа в частном поединке, запрещённом законом, причинит мне боль». Выстрел Бёрра стал смертельным для Гамильтона, но и бесславно завершил политическую карьеру самого Бёрра.

Впрочем, жизнь многих американских лидеров заканчивалась трагически. И в связи с этим следует вспомнить о так называемом «президентском проклятии», или «проклятии Текумсе».

По легенде, в XVIII веке индейский вождь Текумсе, обманутый белыми колонистами, умирая, произнёс молитву. Он просил богов о том, чтобы каждый американский лидер (президент), избранный в год, нацело делящийся на 20, умирал или был убит до окончания срока своего лидерства (президентских полномочий).

Невероятно, но проклятие чётко работало вплоть до седьмого колена. Первым, спустя всего месяц после инаугурации, умер американский президент Уильям Генри Гаррисон (отобрал у индейцев около 12 тысяч квадратных километров земли). Следом за ним все президенты, избранные или переизбранные в год, нацело делящийся на 20, умирали в должности (своей смертью или от пули убийцы). А именно: Авраам Линкольн, Джеймс Гарфильд, Уильям Мак-Кинли, Уоррен Гардинг, Франклин Рузвельт и Джон Кеннеди. На Рейгане проклятие прервалось.

33\34. Отцы-основатели США.

Пейн о государстве и праве

Томас Пейн (1737-1809 гг.) относится к числу наиболее радикальных представителей демократической политической и правовой идеологии периода Войны за независимость. Позднее других ее представителей включившись в освободительное движение колоний (Пейн в 1774 г., т.е. накануне Войны за независимость, переселился из Англии в Северную Америку), он первым среди них в 1775 г. в статье "Серьезная мысль" поставил вопрос об отделении колоний от Англии и создании независимого государства. Он же в памфлете "Здравый смысл" - наиболее известном его произведении - показал несовершенство государственного строя Англии и предложил название государства, которое должны образовать колонисты, - "Соединенные Штаты Америки". Идеи этого памфлета отразились в Декларации независимости Соединенных Штатов, автором которой был Т. Джефферсон. После начала революции во Франции Пейн публикует работу "Права человека", в которой защищает демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Как и многие другие представители естественно-правовой теории того времени, Пейн различал естественные и гражданские права человека" Первые присущи ему по природе, "по праву его существования". К ним Пейн относил право на счастье, свободу совести, свободу слова. Этими правами человек обладал в естественном состоянии, которое, по Пейну, было историческим фактом (здесь он близок к Локку) и которое, по его мнению, сохранялось тогда еще у североамериканских индейцев.

С образованием общества и государства люди передали часть своих естественных прав в "общий фонд". Так возникают гражданские права, принадлежащие человеку как члену общества. Это те права, которые человек не способен защитить своей властью. К ним Пейн относил и право собственности - право приобретенное, а не естественное.

Как и Руссо, Пейн считал, что в естественном состоянии не существовало частной собственности на землю - земля была "общей собственностью человеческого рода". Частная собственность появляется с переходом к земледелию, а также в результате "недоплаты работникам". Вместе с ней возникает и деление людей на богатых и бедных. По природе все люди равны в своих правах, а деление на богатых и бедных является следствием появления частной собственности (у идейного противника Пейна А. Гамильтона деление на богатых и бедных имеет естественное происхождение).

Одним из первых в Северной Америке Пейн еще в 1775 г. выступил против рабовладения и потребовал освобождения рабов.

Государство, по Пейну, возникает вслед за объединением людей в общество, ибо объединившиеся люди не способны сами сохранять справедливость в отношениях между собой. Оно создается людьми по общественному договору - единственно возможному способу образования государства. Поэтому верховная власть в государстве должна принадлежать самому народу. Из этой идеи народного суверенитета Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления - о праве народа на восстание и революцию. Этими же идеями народного суверенитета и права на революцию Пейн обосновал допустимость и необходимость отделения колоний от Англии и образования собственного независимого государства.

Анализируя формы государства, Пейн различал "старые" (монархические) и "новые" (республиканские) формы. В основу этой. классификации положены принципы образование (правления - наследование или выборность. Пейн резко критиковал государственный строй Англии и дореволюционной Франции. Правление, основанное на передаче власти по наследству, он называл "самым несправедливым и несовершенным из всех систем правления". Не имея под собой никакой правовой основы, такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей народный суверенитет.

Республиканское правление, согласно идеям Пейна, должно быть основано на принципе народного представительства. Это "правление, учрежденное в интересах общества и осуществляемое в его интересах, как индивидуальных, так и коллективных". Поскольку в его основе лежит народный суверенитет, постольку верховной властью должен обладать законодательный орган, избираемый на основе всеобщего избирательного права как реализации естественного равенства людей.

С этих позиций Пейн критиковал Конституцию США 1787 г., в период принятия которой он находился в Европе. Так, в закреплении в Конституции системы "сдер-жек и противовесов" он справедливо усматривал влияние теории разделения властей Монтескье, с которой не был согласен. Недостаток Конституции он видел и в создании двухпалатного законодательного органа, формируемого на основе цензового избирательного права, существовавшего в штатах. Слишком большим (шесть лет) был, по его мнению, срок полномочий сенаторов. Единоличному главе исполнительной власти (президенту), предусмотренному Конституцией, он предпочитал коллегиального. Возражал он и против наделения президента правом вето, против несменяемости судей, которые, как он полагал, должны переизбираться и быть ответственными перед народом. Наконец, Пейн утверждал, что каждое поколение должно само определять, что соответствует его интересам, и поэтому иметь право изменять Конституцию.

Политические взгляды Пейна выражали демократические и революционные тенденции в освободительном движении колонистов, интересы наиболее широких слоев. Они оказали громадное воздействие на ход и исход Войны за независимость. Более того, они повлияли на освободительное движение в Латинской Америке против испанского колониального господства и даже "пересекли" Атлантический океан и на родине Пейна, в Англии, способствовали формированию политической идеологии чартистского движения с его требованиями всеобщего избирательного права и ежегодных выборов в парламент.

§ 3. Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона

Политические взгляды Томаса Джефферсона (1743 - 1826 гг.) были близки к политическим взглядам Пейна. Как и Пейн, Джефферсон воспринял естественно-правовую доктрину в ее наиболее радикальной и демократической трактовке. Отсюда близость его политических и правовых взглядов к идеям Руссо. Правда, до начала Войны за независимость Джефферсон надеялся на мирное разрешение конфликта с Англией и испытывал влияние теории разделения властей Монтескье. Но это не помешало ему впоследствии критиковать Конституцию США 1787 г., воспринявшую разделение властей как систему "сдержек и противовесов" и дававшую президенту возможность переизбираться неограниченное число раз и тем самым, по мнению Джефферсона, превратиться в пожизненного монарха. Большим недостатком Конституции он считал отсутствие в ней Билля о правах, особенно свободы слова, печати, религии.

Радикальная и демократическая трактовка естественно-правовой концепции проявилась в представлении Джефферсона об общественном договоре как основе устройства общества, дающей всем его участникам право конституировать государственную власть. Отсюда логически вытекала идея народного суверенитета и равенства граждан в политических, в том числе избирательных, правах.

Джефферсон критиковал капитализм, набиравший в США силу, ведший к разорению и обнищанию широких слоев населения. Однако главной причиной этих бедствий он считал развитие крупного капиталистического производства и идеализировал мелкое фермерское хозяйство. Его идеалом была демократическая республика свободных и равноправных фермеров. Этот идеал был утопическим, но активная его пропаганда Джефферсоном сыграла большую роль в привлечении широких народных масс колоний к активному участию в Войне за независимость.

Еще большее значение имело то обстоятельство, что Джефферсон был автором проекта Декларации независимости - конституционного документа, который, исходя из демократической и революционной трактовки естественно-правовой доктрины, обосновывал правомерность отделения колоний от Англии и образования ими самостоятельного, независимого государства.

Разрыв с религиозными представлениями о государственной власти, еще характерными для той эпохи (упоминание о боге-творце сделано в Декларации мимоходом и ничего не меняет в ее содержании), и естественно-правовая аргументация, народный суверенитет и право на революцию, защита свободы личности и прав граждан - все это делало Декларацию независимости выдающимся теоретическим и политическим документом своего времени. Не следует забывать, что на континенте Европы в те годы еще царил феодально-абсолютистский произвол, а английская монархия пыталась практически феодально-абсолютистскими средствами сохранить свое господство в североамериканских колониях.

Для Джефферсона как автора Декларации "очевидны следующие истины, что все люди сотворены равными, что они наделены своим творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и стремление к счастью". Провозглашенное в преамбуле Декларации естественное равенство людей прямо противопоставлялось унаследованным от феодализма сословным привилегиям, неотъемлемые права - феодальному бесправию. Эти идеи имели и конкретный практически-политический смысл в борьбе против английских колонизаторов, отрицавших равноправие колонистов с жителями метрополии и посягавших на права колонистов.

В перечне названных в Декларации неотъемлемых прав нет права собственности, содержавшегося, как отмечалось, в Декларации прав I Континентального конгресса. Отсутствие этого самого важного, священного для буржуазного общества права объясняется влиянием Пейна, которого в американской исторической литературе иногда называли автором Декларации независимости, хотя он сам недвусмысленно указывал, что ее автором является Джефферсон (выше было сказано, что Пейн считал право собственности приобретенным правом и, следовательно, не относящимся к неотъемлемым правам человека). Нужно иметь в виду и другое, не менее важное практически, политическое обстоятельство. Составляя проект Декларации, Джефферсон учитывал, что по мере обострения конфликта колонистов с Англией их представления о свободе и собственности все более сливались. Ведь в истоке конфликта лежали прежде всего посягательства Англии на материальные интересы колонистов. Именно эти посягательства помогли колонистам понять, что они не свободны. Колонисты видели свою свободу в беспрепятственном развитии собственности; главным для них была не абстрактно-теоретическая свобода от иноземной власти, а практическая свобода, обеспечивающая их материальные интересы. Поэтому свобода как естественное и неотъемлемое право виделась колонистам (и Джефферсон должен был это учитывать) как гарантия свободы собственности. Практически свобода в Декларации независимости включала в себя право свободно пользоваться и распоряжаться своими материальными благами, т.е. право на собственность.

Правительство, писал Джефферсон в Декларации независимости, создается людьми для охраны естественных прав человека, и власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета, Джефферсон заключает, что в силу такого происхождения власти правительства (создается народом) и такого условия ее существования (согласие народа) народ вправе изменить или уничтожить существующую форму правления (существующее правительство), что "долгом и правом" людей является свержение правительства, стремящегося к деспотизму. Право на революцию, таким образом, обосновано, и обосновано убедительно.

Далее, в Декларации независимости содержится 27 пунктов обвинения английского короля в стремлении к деспотизму, дающих основание провозгласить в Декларации "именем и властью доброго народа колоний наших" отделение колоний от Англии (свержение правительства, стремящегося к деспотизму, - право на революцию) и образование независимых Соединенных Штатов.

Для характеристики политических взглядов Джефферсона важно обратить внимание на то, что в составленном им проекте Декларации независимости было не 27, а 28 пунктов обвинения английского короля. Пункт, не попавший в окончательный текст Декларации в результате решительных возражений плантаторов южных колоний, осуждал процветавшее в южных колониях рабство негров. Джефферсон был убежден, что оно противоречит человеческой природе и естественным правам людей и обвинял английского короля в том, что он "захватывал людей и обращал их в рабство в другом полушарии, причем часто они погибали ужасной смертью, не выдерживая перевозки".

Джефферсон вошел в историю политической мысли и в историю Нового времени в целом как автор Декларации независимости Соединенных Штатов. Значение Декларации не только в том, что она провозгласила образование США, но и еще более в провозглашении самых передовых в то время политических и правовых идей и представлений. Идеи Декларации и самого Джефферсона оказывали и продолжают оказывать влияние на политическую жизнь в США.

§ 4. Взгляды А. Гамильтона на государство и право

Александр Гамильтон (1757-1804 гг.) был одним из тех наиболее видных политических деятелей периода образования США, чьи теоретические воззрения и практическая деятельность оказали решающее воздействие на содержание Конституции США 1787 г.

В период непосредственной подготовки Конституции, а особенно после ее принятия в стране разгорелась острая политическая борьба между федералистами и антифедералистами. Внешне основой раскола на эти политические группировки было отношение к намеченной Конституцией федеральной форме государственного устройства США.

Гамильтон принадлежал к числу наиболее влиятельных лидеров федералистов, считавших, что федеративное устройство преодолевает слабость конфедеративной организации США, закрепленной "Статьями конфедерации" 1781 г. Только сильная центральная власть, по их мнению, способна создать прочное государство и не допустить дальнейшего развития демократического движения масс, возросшего после победы в Войне за независимость. Федерация, утверждал Гамильтон, будет барьером, препятствующим внутренним раздорам и народным восстаниям.

Федералисты фактически представляли интересы крупной торговой и промышленной буржуазии и плантаторов. Антифедералисты выражали устремления малоимущих и неимущих слоев населения - фермеров, мелких предпринимателей и торговцев, наемных рабочих.

Политические позиции Гамильтона определились еще в период, предшествовавший Войне за независимость, когда он выступал за мирное урегулирование конфликта, компромисс с Англией. Его теоретические воззрения вполне совпадали с этой позицией. Они сложились под решающим воздействием теории разделения властей Монтескье, на которого, как известно, большое впечатление произвело конституционное устройство английской монархии. Это устройство Гамильтон и считал необходимым положить в основу Конституции США.

Однако логика освободительной борьбы колоний вынудила Гамильтона признать возможность республиканского строя. Но обязательным условием этого он считал создание сильной президентской власти, мало чем отличающейся от власти конституционного монарха. Президент, по его мнению, должен избираться пожизненно и обладать широкими полномочиями, в том числе возможностью контролировать представительный орган законодательной власти, который под давлением избирателей может принять "произвольные решения". Эта же идея содержалась в предложении Гамильтона сделать назначаемых президентом министров практически не ответственными перед парламентом.

Сам парламент мыслился им как двухпалатный, создаваемый на основе избирательного права с высоким имущественным цензом. Деление людей на богатых и бедных, а соответственно на просвещенных и непросвещенных, способных и неспособных управлять делами общества имеет, по утверждению Гамильтона, естественное происхождение и неустранимо. Богатым и, следовательно, просвещенным по самой природе принадлежит право быть представленными в высших государственных органах. Только они способны обеспечить стабильность политического строя, ибо любые изменения его не дадут им ничего хорошего. Предоставление же народу возможности активно участвовать в государственных делах неизбежно приведет к ошибкам и заблуждениям из-за неразумности и непостоянства масс и тем самым ослабит государство.

Не все идеи Гамильтона были восприняты Конституцией США (пожизненный президент, цензовое избирательное право). Но как общая направленность, так и большая часть конкретных предложений Гамильтона были приняты Конституционным конвентом. В связи с этим следует обратить внимание, что из 55 членов Конституционного конвента только 8 участвовали в принятии Декларации независимости. Поэтому понятно, что Конвент поддержал Гамильтона, возражавшего даже против включения в текст Конституции Билля о правах, хотя такие билли уже содержались в конституциях штатов - учредителей США.

Огромное творческое наследие этого талантливого и разностороннего человека включает политические трактаты, естественнонаучные труды, философские эссе и сатирические памфлеты. К классике американской литературы причислена «Автобиография» Бенджамина Франклина, являющаяся источником превосходных советов по самосовершенствованию, а также, цитируя Д. Карнеги, одной из «самых увлекательных историй жизни». Знаменитый учёный входит в число отцов-основателей Соединённых Штатов Америки, к которым относят несколько политических деятелей, сыгравших ключевые роли в создании американского государства и внесших неоценимый вклад в завоевание независимости и создание принципов новой политической системы. Три исторических документа, положенных в основу образования США, были скреплены подписью этой выдающейся исторической личности.

Подпись под Декларацией независимости

Политик и дипломат, изобретатель и учёный, издатель и масон Бенджамин Франклин был в числе 56 делегатов Континентального конгресса, чьи имена увековечены в американской истории. Именно они подписали Декларацию независимости - важнейший документ, в котором провозглашалось отделение тринадцати североамериканских колоний от Великобритании. Франклин был избран в комитет, которому предстояло написать текст Декларации. Авторство документа, выражающего американские устремления, принадлежит Томасу Джефферсону, которому удалось чётко сформулировать принцип государственного суверенитета и важнейшие идеи демократии - равенство и неотъемлемые права людей. Бенджамин Франклин вносил редакционные правки в текст документа. Он же вместе с делегатами конгресса 2 июня 1776 г. участвовал в подписании воспроизведённого на пергаменте «свидетельства о рождении» нового государства. Два дня спустя Декларация была единогласно одобрена и скреплена удостоверяющими подписями президента конгресса и его секретаря. 4 июля навсегда вошло в историю как День независимости, который каждый год торжественно отмечается в Соединённых Штатах.

Участие Франклина в подписании Версальского мирного договора и Конституции США

Жизнь Бенджамина Франклина была наполнена событиями, нередко имеющими огромное значение для судеб государств. Война за независимость, в частности, её официальное завершение, тесно связана с именем этого замечательного человека. Вместе с Джоном Адамсом, видным деятелем войны за независимость, Бенджамин Франклин представлял во Франции американскую сторону при подписании мирного договора между Соединёнными Штатами и Великобританией (3 сентября 1873 г.). Наиболее важной статьёй этого договора стало признание Великобританией Тринадцати колоний суверенными и независимыми государствами, а также отказ бывшей метрополии от претензий на управление ими.

Вернувшись в Америку (1785), Бенджамин Франклин возглавил законодательное собрание штата Пенсильвания, а спустя два года активно участвовал в подготовке и организации конгресса, на котором была принята Конституция США. Он же стал одним из авторов основного закона (Конституции) Соединённых Штатов.

- (англ. Founding Fathers) группа американских политических деятелей, сыгравших важную роль в основании американского государства, в частности, в завоевании независимости и создании принципов новой политической системы. Обычно членами этой группы… … Википедия

Отцы-основатели - «Отцы основатели» (Founding Fathers), 55 делегатов Конституционного собрания 1787 г., подготовившие проект Конституции США. В их число входили выдающиеся обществ, деятели; наибольшим авторитетном пользовались Джордж Вашингтон и Бенджамин Франклин … Всемирная история

Доллар США - (US USD) Доллар США это денежная единица Соединенных Штатов Америки Доллар США: курс и номинал денежной единицы США, история и перспективы развития резервной валюты мира Содержание >>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Тринадцать колоний в 1775 г. (вверху, показаны красным цветом) и общая территория США после войны за независимость (внизу) … Википедия

История доллара США - Доллар - казначейский билет США, основная денежная единица Соединенных Штатов Америки. Происхождение американского доллара тесно связано с историей Европы. В начале XVI века в северо западной Богемии для Римской империи была отчеканена… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Конституция США … Википедия

Федеральный суд США - (USA Federal judiciary) Федеральный суд США это орган судебной власти США федерального уровня, созданный правительством для разрешения споров федерального уровня Федеральный суд США: федеральная судебная система США, кем назначаются судьи… … Энциклопедия инвестора

Политические партии Соединённых Штатов Америки играют важную роль в политичеcкой системе и жизни страны, несмотря на то, что Конституция Соединённых Штатов не оговаривает особо их существование. Традиционно для США характерна двухпартийная… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Либертарианская партия. Либертарианская партия США Libertarian Party … Википедия

Naval operations in the American Revolutionary War Война за независимость США … Википедия

Книги

  • , Докторов Б.З.. В данной монографии история формирования технологии изучения общественного мнения в 1930 50-е гг. в США и 1960 70-е гг. в СССР раскрывается через анализ жизни и творческого наследия…
  • Отцы-основатели: история изучения общественного мнения. Монография , Докторов Б.З.. В данной монографии история формирования технологии изучения общественного мнения в 1930-50-е гг. в США и 1960-70-е гг. в СССР раскрывается через анализ жизни и творческого наследия…

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Википедия:Страницы на КУЛ (тип: не указан)

Этимология

Многочисленную группу «Отцов-основателей», делят на две ключевые подгруппы: делегатов, подписавших Декларацию независимости в 1776 году, и создателей Конституции США в 1787 году (дополнительно включая делегатов, подписавших Статьи Конфедерации . До конца 19-го века они упоминались как «Основатели США» или как «Отцы США».

Некоторые историки используют определение «Отцы-основатели» для обозначения более многочисленной группы лиц, включающей не только подписавших основополагающие документы, но и людей, участвовавших в становлении Соединённых Штатов Америки в качестве политиков, юристов, государственных деятелей, солдат, дипломатов или просто рядовых граждан.

Историк Ричард Моррис в 1973 году выделил следующих семь ключевых Отцов-основателей: Джон Адамс , Бенджамин Франклин , Александр Гамильтон , Джон Джей , Томас Джефферсон , Джеймс Мэдисон и Джордж Вашингтон . Трое из них (Гамильтон, Мэдисон и Джей) являются авторами «Записок Федералиста » - 85 статей в поддержку ратификации Конституции США .

Наиболее важные отцы-основатели

Портрет Имя Характеристика
1 Адамс, Джон Джон Адамс Второй президент США
2 Вашингтон, Джордж Джордж Вашингтон Первый президент и главнокомандующий американскими войсками во время войны за независимость
3 Гамильтон Александр Гамильтон Лидер партии федералистов и выдающийся конституционный адвокат и философ
4 Джей Джон Джей Первый председатель Верховного суда США , дипломат
5 Джефферсон, Томас Томас Джефферсон Автор Декларации независимости, третий президент США
6 Мэдисон, Джеймс Джеймс Мэдисон Четвёртый президент США, разработчик Конституции США
7 Франклин Бенджамин Франклин Учёный и политический деятель, один из идеологов Американской революции

Списки прочих отцов-основателей

Перечень подписантов Континентальной Ассоциации (1774)

Президент Континентального конгресса:Пейтон Рэндольф.

Натаниэль Фолсом и Джон Салливан.

Джон Адамс, Сэмюэл Адамс, Томас Кушинг и Роберт Пейн.

Стивен Хопкинс и Сэмюэл Уорд.

Сила Дин, Eliphalet Дайер и Роджер Шерман.

Джон Алсоп, Саймон Боэрум, Джеймс Дуэйн, Уильям Флойд, Джон Джей, Филипп Ливингстон, Исаак Низкий и Генри Визнер.

Стивен Крейн, Джон Де Харт, Джеймс Кинси, Уильям Ливингстон и Ричард Смит

Эдвард Биддл, Джон Дикинсон, Джозеф Галлоуэй, Чарльз Хамфрис, Томас Миффлин, Джон Мортон и Джордж Росс.

Томас Маккин, Джордж Почтат и Цезарь Родни.

Самуэль Чейз, Томас Джонсон-младший, Уильям Пака и Мэтью Тилман.

Ричард Блэнд, Бенджамин Харрисон, Патрик Генри-младший, Ричард Генри Ли, Эдмунд Пендлтон и Джордж Вашингтон.

Ричард Касуэлл. Джозеф Хьюз и Уильям Хупер.

Кристофер Гадсден, Томас Линч, Генри Миддлтон, Эдвард Рутледж и Джон Рутледж.

Участники Конституционной Конвенции (1787)

Подписанты Конституции

Авраам Болдуин

Ричард Бассетт

Торкрет Бедфорд, младший

Джон Блэр

Уильям Блаунт

Дэвид Brearly

Иаков Брум

Пирс Батлер

Даниэль Кэрролл

Джордж Clymer

Джонатан Дейтон

Джон Дикинсон

Уильям Мало

Томас Фицсаймонс

Бенджамин Франклин

Николай Гилман

Натаниэль Горам

Александр Гамильтон

Джаред Ingersoll

Уильям Джексон, секретарь (удостоверяя)

Даниил Фомы Дженифер

Уильям Сэмюэл Джонсон

Руфус Кинг

Джон Лэнгдон

Уильям Ливингстон

Джеймс Мэдисон

Джеймс Мак-Генри

Томас Миффлин

Гувернер Моррис

Роберт Моррис

Уильям Патерсон

Чарльз Пинкни

Джон Рутледж

Роджер Шерман

Ричард Доббс Spaight

Джордж Вашингтон (президент Конвенции)

Хью Уильямсон

Джеймс Уилсон

Делегаты, которые покинули Конвенцию без подписания

Уильям Ричардсон Дэви

Оливер Эллсворт

Уильям Хьюстон

Уильям Houstoun

Джон Lansing, младший

Александр Мартин

Лютер Мартин

Джеймс Макклерг

Джон Фрэнсис Мерсер

Уильям Пирс

Калеб Сильные

Джордж Wythe

Роберт Йейтс

Делегаты съезда, которые отказались подписать

Элбридж Джерри

Джорджа Мейсона

Эдмунд Рэндольф

Другие учредители

Следующие лица также упоминаются в надежных источниках как имеющие право называться отцами-основателями Соединенных Штатов:

Эбигейл Смит Адамс (жена и мать президентов США).
Итан Аллен (военный и политический деятель в штате Вермонт).
Ричард Аллен (афро-американский епископ).
Джон Бертрам (ботаник, садовод и исследователь).
Эгберт Бенсон (политик из Нью-Йорка).
Ричард Блэнд (делегат Континентального конгресса от штата Вирджиния).
Элиас Баудинот (делегат Континентального конгресса от штата Нью-Джерси).
Аарон Бёрр (вице-президент США при Томасе Джефферсоне).
Джордж Роджерс Кларк (генерал армии).
Джордж Клинтон (губернатор штата Нью-Йорк и вице-президент США).
Линь Кокс (экономист в Континентальном конгрессе).
Альберт Галлатин (политик и министр финансов).
Горацио Гейтс (генерал армии).
Натаниэль Грин (генерал армии).
Натан Хейл (выполнил захват американский солдат в 1776 году).
Джеймс Иределл (защитник Конституции, судья).
Джон Пол Джонс (капитан ВМС).
Генри Нокс (генерал армии, первый военный министр США).
Тадеуш Костюшко (польский генерал армии).
Жильбер Лафайет (генерал французской армии).
Генри Ли III (офицер и губернатор штата Вирджиния).
Роберт Ливингстон (первый министр иностранных дел США).
Уильям Маклая (Пенсильвания, политик и сенатор США).
Долли Мэдисон (супруга Джеймса Мэдисона).
Джон Маршалл (четвертый Главный судья США) .
Филип Мазай (итальянский врач, купец).
Джеймс Монро (пятый президент США).
Дэниэл Морган (военный герой и член Палаты представителей от Виргинии).
Джеймс Отис младший (адвокат, политик и журналист).
Томас Пейн («крестный отец США»).
Эндрю Пикенс (генерал армии и конгрессмен).
Тимоти Пикеринг (госсекретарь США).
Израэль Патнэм (генерал армии).
Граф де Рошамбо (французский генерал армии).
Томас Самтер (Южная Каролина военный герой и конгрессмен).
Гайм Соломон (финансист и шпион Континентальной армии).
Фридрих Вильгельм фон Штойбен (американский генерал прусского происхождения).
Джон Борлэз Уоррен (британский адмирал и дипломат).
Энтони Уэйн (генерал армии и политик).
Ноа Вебстер (писатель, энциклопедист и просветитель).
Томас Хочу (банкир).
Пейн Уингейт (старейший оставшийся в живых, Континентальный Конгресс).

См. также

Напишите отзыв о статье "Отцы-основатели США"

Литература

  • R. B. Bernstein - Oxford University Press , NY, (2008)

Ссылки

Отрывок, характеризующий Отцы-основатели США

И с легкой и наивной откровенностью француза капитан рассказал Пьеру историю своих предков, свое детство, отрочество и возмужалость, все свои родственныеимущественные, семейные отношения. «Ma pauvre mere [„Моя бедная мать“.] играла, разумеется, важную роль в этом рассказе.
– Mais tout ca ce n"est que la mise en scene de la vie, le fond c"est l"amour? L"amour! N"est ce pas, monsieur; Pierre? – сказал он, оживляясь. – Encore un verre. [Но все это есть только вступление в жизнь, сущность же ее – это любовь. Любовь! Не правда ли, мосье Пьер? Еще стаканчик.]
Пьер опять выпил и налил себе третий.
– Oh! les femmes, les femmes! [О! женщины, женщины!] – и капитан, замаслившимися глазами глядя на Пьера, начал говорить о любви и о своих любовных похождениях. Их было очень много, чему легко было поверить, глядя на самодовольное, красивое лицо офицера и на восторженное оживление, с которым он говорил о женщинах. Несмотря на то, что все любовные истории Рамбаля имели тот характер пакостности, в котором французы видят исключительную прелесть и поэзию любви, капитан рассказывал свои истории с таким искренним убеждением, что он один испытал и познал все прелести любви, и так заманчиво описывал женщин, что Пьер с любопытством слушал его.
Очевидно было, что l"amour, которую так любил француз, была ни та низшего и простого рода любовь, которую Пьер испытывал когда то к своей жене, ни та раздуваемая им самим романтическая любовь, которую он испытывал к Наташе (оба рода этой любви Рамбаль одинаково презирал – одна была l"amour des charretiers, другая l"amour des nigauds) [любовь извозчиков, другая – любовь дурней.]; l"amour, которой поклонялся француз, заключалась преимущественно в неестественности отношений к женщине и в комбинация уродливостей, которые придавали главную прелесть чувству.
Так капитан рассказал трогательную историю своей любви к одной обворожительной тридцатипятилетней маркизе и в одно и то же время к прелестному невинному, семнадцатилетнему ребенку, дочери обворожительной маркизы. Борьба великодушия между матерью и дочерью, окончившаяся тем, что мать, жертвуя собой, предложила свою дочь в жены своему любовнику, еще и теперь, хотя уж давно прошедшее воспоминание, волновала капитана. Потом он рассказал один эпизод, в котором муж играл роль любовника, а он (любовник) роль мужа, и несколько комических эпизодов из souvenirs d"Allemagne, где asile значит Unterkunft, где les maris mangent de la choux croute и где les jeunes filles sont trop blondes. [воспоминаний о Германии, где мужья едят капустный суп и где молодые девушки слишком белокуры.]
Наконец последний эпизод в Польше, еще свежий в памяти капитана, который он рассказывал с быстрыми жестами и разгоревшимся лицом, состоял в том, что он спас жизнь одному поляку (вообще в рассказах капитана эпизод спасения жизни встречался беспрестанно) и поляк этот вверил ему свою обворожительную жену (Parisienne de c?ur [парижанку сердцем]), в то время как сам поступил во французскую службу. Капитан был счастлив, обворожительная полька хотела бежать с ним; но, движимый великодушием, капитан возвратил мужу жену, при этом сказав ему: «Je vous ai sauve la vie et je sauve votre honneur!» [Я спас вашу жизнь и спасаю вашу честь!] Повторив эти слова, капитан протер глаза и встряхнулся, как бы отгоняя от себя охватившую его слабость при этом трогательном воспоминании.
Слушая рассказы капитана, как это часто бывает в позднюю вечернюю пору и под влиянием вина, Пьер следил за всем тем, что говорил капитан, понимал все и вместе с тем следил за рядом личных воспоминаний, вдруг почему то представших его воображению. Когда он слушал эти рассказы любви, его собственная любовь к Наташе неожиданно вдруг вспомнилась ему, и, перебирая в своем воображении картины этой любви, он мысленно сравнивал их с рассказами Рамбаля. Следя за рассказом о борьбе долга с любовью, Пьер видел пред собою все малейшие подробности своей последней встречи с предметом своей любви у Сухаревой башни. Тогда эта встреча не произвела на него влияния; он даже ни разу не вспомнил о ней. Но теперь ему казалось, что встреча эта имела что то очень значительное и поэтическое.
«Петр Кирилыч, идите сюда, я узнала», – слышал он теперь сказанные сю слова, видел пред собой ее глаза, улыбку, дорожный чепчик, выбившуюся прядь волос… и что то трогательное, умиляющее представлялось ему во всем этом.
Окончив свой рассказ об обворожительной польке, капитан обратился к Пьеру с вопросом, испытывал ли он подобное чувство самопожертвования для любви и зависти к законному мужу.
Вызванный этим вопросом, Пьер поднял голову и почувствовал необходимость высказать занимавшие его мысли; он стал объяснять, как он несколько иначе понимает любовь к женщине. Он сказал, что он во всю свою жизнь любил и любит только одну женщину и что эта женщина никогда не может принадлежать ему.
– Tiens! [Вишь ты!] – сказал капитан.
Потом Пьер объяснил, что он любил эту женщину с самых юных лет; но не смел думать о ней, потому что она была слишком молода, а он был незаконный сын без имени. Потом же, когда он получил имя и богатство, он не смел думать о ней, потому что слишком любил ее, слишком высоко ставил ее над всем миром и потому, тем более, над самим собою. Дойдя до этого места своего рассказа, Пьер обратился к капитану с вопросом: понимает ли он это?
Капитан сделал жест, выражающий то, что ежели бы он не понимал, то он все таки просит продолжать.
– L"amour platonique, les nuages… [Платоническая любовь, облака…] – пробормотал он. Выпитое ли вино, или потребность откровенности, или мысль, что этот человек не знает и не узнает никого из действующих лиц его истории, или все вместе развязало язык Пьеру. И он шамкающим ртом и маслеными глазами, глядя куда то вдаль, рассказал всю свою историю: и свою женитьбу, и историю любви Наташи к его лучшему другу, и ее измену, и все свои несложные отношения к ней. Вызываемый вопросами Рамбаля, он рассказал и то, что скрывал сначала, – свое положение в свете и даже открыл ему свое имя.
Более всего из рассказа Пьера поразило капитана то, что Пьер был очень богат, что он имел два дворца в Москве и что он бросил все и не уехал из Москвы, а остался в городе, скрывая свое имя и звание.
Уже поздно ночью они вместе вышли на улицу. Ночь была теплая и светлая. Налево от дома светлело зарево первого начавшегося в Москве, на Петровке, пожара. Направо стоял высоко молодой серп месяца, и в противоположной от месяца стороне висела та светлая комета, которая связывалась в душе Пьера с его любовью. У ворот стояли Герасим, кухарка и два француза. Слышны были их смех и разговор на непонятном друг для друга языке. Они смотрели на зарево, видневшееся в городе.
Ничего страшного не было в небольшом отдаленном пожаре в огромном городе.
Глядя на высокое звездное небо, на месяц, на комету и на зарево, Пьер испытывал радостное умиление. «Ну, вот как хорошо. Ну, чего еще надо?!» – подумал он. И вдруг, когда он вспомнил свое намерение, голова его закружилась, с ним сделалось дурно, так что он прислонился к забору, чтобы не упасть.
Не простившись с своим новым другом, Пьер нетвердыми шагами отошел от ворот и, вернувшись в свою комнату, лег на диван и тотчас же заснул.

На зарево первого занявшегося 2 го сентября пожара с разных дорог с разными чувствами смотрели убегавшие и уезжавшие жители и отступавшие войска.
Поезд Ростовых в эту ночь стоял в Мытищах, в двадцати верстах от Москвы. 1 го сентября они выехали так поздно, дорога так была загромождена повозками и войсками, столько вещей было забыто, за которыми были посылаемы люди, что в эту ночь было решено ночевать в пяти верстах за Москвою. На другое утро тронулись поздно, и опять было столько остановок, что доехали только до Больших Мытищ. В десять часов господа Ростовы и раненые, ехавшие с ними, все разместились по дворам и избам большого села. Люди, кучера Ростовых и денщики раненых, убрав господ, поужинали, задали корму лошадям и вышли на крыльцо.
В соседней избе лежал раненый адъютант Раевского, с разбитой кистью руки, и страшная боль, которую он чувствовал, заставляла его жалобно, не переставая, стонать, и стоны эти страшно звучали в осенней темноте ночи. В первую ночь адъютант этот ночевал на том же дворе, на котором стояли Ростовы. Графиня говорила, что она не могла сомкнуть глаз от этого стона, и в Мытищах перешла в худшую избу только для того, чтобы быть подальше от этого раненого.