Психологические основы работы с одаренными детьми. Методики выявления одаренных и способных учащихся. Методы диагностики по выявлению одарённых детей Тест по организации работы с одаренными детьми

Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. (Из рабочей концепции одаренности.)

Методика «интеллектуальный портрет»

Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

Данная методика, как все методики диагностики одаренности для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик.

Познавательная сфера

1. Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).

2. Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблемы.

3. Продуктивность , или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.

Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

4. Способность к анализу и синтезу . Анализ – линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, ее синхронизация, объединение в единую структуру.

Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.

5. Классификация и категоризация – психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории.

Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.

6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременных занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).

7. Память – способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.

Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.

Сфера личностного развития

1. Увлеченность содержанием задачи . Многие исследователи считают это качество ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь – интересом к содержанию.

Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация может выявляться путем наблюдений и бесед.

2. Перфекционизм характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворены, если не достигнут максимально высокого уровня в выполнении своей работы.

Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

3. Социальная автономность – способность и стремление противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрасту подражательность, это качество также присутствует и характеризует степень детской самостоятельности и независимости – качеств, необходимых и юному, и взрослому творцу.

Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.

4. Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях, в детских играх и совместных делах, что дает ребенку первый опыт принятия решений; это очень важно в любой творческой деятельности. Не всегда, но часто лидерство является результатом интеллектуального превосходства. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.

5. Соревновательность – склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений – важный фактор развития личности, закалки характера. Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.

6. Широта интересов . Разнообразные и причем относительно устойчивые интересы ребенка не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы. Основа этого качества у высокоодаренных – большие возможности и универсализм.

Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.

7. Юмор . Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом и психологической защитой.

Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.

Инструкция

Как оценивать? Для оценки воспользуемся методом полярных баллов. Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале:

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 – оцениваемое и противоположное свойство личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга.

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности.

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей. Выставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. Идеальный результат – два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации.

График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу, (график 1).

График 1. Методика «интеллектуальный портрет», пример построения «графического профиля» ребенка.

Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую работу (см. методику оценки общей одаренности, график 1).

Характеристика ученика

Общая характеристика методики

Предлагаемая методика разработана в США и используется в школах для одаренных детей. она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для школьного психолога, так и для самого учителя.

Ученик __________________________

Дата _____________________________

Класс ____________________________

Учитель __________________________

Школа ____________________________

охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки «да» или «нет».

Учебные характеристики

1. Имеет необычно большой запас слов ________________________.

2. Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы _______________________________________________.

3. Понимает смысл и причины действий людей и вещей __________.

4. Является живым наблюдателем: «видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие ____________________________________________________________.

5. Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе __________________________________________.

6. Показал быстрое понимание арифметики ___________________.

Мотивационные характеристики

1. Настойчив в поисках решения задания _____________________.

2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела ___________________________________________________________.

3. Обычно прерывает других _______________________________.

4. Прилагает усилия для завершения действия _________________.

5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей _______.

6. Упорный в отстаивании своего мнения _____________________.

7. Чувствителен к мнению других ___________________________.

8. Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи.

9. Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером _____________________________________________________.

Творческие характеристики

1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы) ______________________________________________.

2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям______

____________________________________________________________.

3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению ____________________.

4. С увлечением стремится рассказать другим об открытиях ______.

5. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов (играет в слова) ______________________________________________.

6. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства ____________________________________________________________.

7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок ___________________________________________________________.

Лидерские характеристики

1. Берет на себя ответственность.

2. Его любят одноклассники.

3. Лидер в нескольких видах деятельности.

О б р а б о т к а р е з у л ь т а т о в.

Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо. Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной школы в старшие классы


Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача - способствовать развитию личности ребенка.

Особенности работы с одаренными детьми в школе

делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми :
  • отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
  • функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;
  • ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.

Формы работы с одаренными детьми

На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную . Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.

В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и . Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, .

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов.

Метод проектов

относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант .

Психологические особенности одаренных детей

Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят есть еще один стимул - побеждать . Хотя цена этих побед - долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителей. «Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» - отмечает Крейг Барретт, и с этим невозможно не согласиться.

Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал - это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.

Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно сделать уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Список литературы:
1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.
2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. - М.: Арманов-центр, 2010.
4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №58» г. Набережные Челны Республики Татарстан

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Миасская средняя общеобразовательная школа №16»

Современные образовательные аспекты развития одаренных детей

За одаренными детьми - будущее России.

Пояснительная записка

В настоящее время, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала возрастает, работа с одаренными детьми является крайне необходимой. Очень важно, принимая новый класс, новых учеников, ставить перед собой цель: поддержать стремление ребёнка к самостоятельной деятельности, создать условия для исследования, развить интерес к предмету. Из поставленной цели и вытекают соответствующие задачи:

Выявление одаренных детей;

Развитие интеллектуальных способностей и компетентностей обучающихся;

Переход к новому содержанию образования;

Осуществление индивидуализации, дифференциации обучения, использование личностно-ориентированного подхода развития ученика;

Развитие способностей обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, участие в проектной, исследовательской и экспериментальной деятельности;

Повышение педагогического мастерства;

Создание системы работы с одаренными детьми;

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того как организована работа с этой категорией учащихся. Многие дети одарены от природы, но, тем не менее, необходима четкая организация обучающей деятельности, целенаправленная и систематическая работа.

Свою педагогическую деятельность в средней общеобразовательной школе №16 города Миасса я начала в 1994 году. Уже на тот момент в школе была создана эффективная система работы с одаренными детьми, которая работает на достижение стратегической цели развития школы, основная идея которой состоит в последовательном выявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся.

В данной статье я хочу представить свою систему работы с одаренными детьми.

На протяжении многих лет мне приходится работать с учащимися разных возрастных групп: 5-9 классы, 10-11 классы. Последние пятнадцать лет работаю в классах «Лидер» (дифференциация и отбор учеников по уровню обученности), в классах профильного обучения (социально-гуманитарные).

Представленная система имеет строгую структуру и включает три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей.

Для успешного развития одаренности учащихся применяю следующие технологии:

1) личностно-ориентированное обучение;

2) информационно - коммуникационные технологии;

3) технология исследовательской деятельности;

4) проблемное обучение.

Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:

I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету.

II этап - внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.

III этап - заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили творческие способности и заинтересованность в предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня.

Условия успешной работы с одарёнными учащимися :

1. Создание и постоянное совершенствование методической системы и работы с одарёнными учащимися.

Результативность.

Систематическая работа с одаренными учащимися дает положительные результаты. В 11 «В», гуманитарном классе, по литературе в прошлом учебном году выросло качество знаний учащихся до 86% , в 9-Д (класс «Лидер») - до 97%. Удалось наиболее полно реализовать творческий потенциал учащихся, о чем свидетельствуют удачные выступления ребят (таблица прилагается).

1.Урочная деятельность

Формы работы с одарёнными детьми:

Разноуровневое обучение.

Первой ступенью является наблюдение за деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературы. Нужно уже на этом этапе поддержать интерес у учащихся и выявить одаренных детей. Для этого я использую различные творческие задания, в ходе выполнения которых проявляются способности учащихся. В каждом классе изучаемый материал организован на разных уровнях (А-базовый, В-высокий, С-повышенный). Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. По каждому разделу программы накоплен материал разноуровневых заданий и упражнений по темам.

Профильное обучение.

С 2006 года в школе реализуется профильное (социально-гуманитарное) обучение, которое предусматривает более глубокое изучение литературы. Кроме этого выделяются часы на элективные и факультативные курсы по предмету. Такое обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся. Технология учебного исследования обеспечивает творчество, продуктивную деятельность и наиболее эффективные и прочные знания. Не случайно, что уже несколько лет подряд мои выпускники выбирают такой сложный экзамен, как литература, и сдают его вполне успешно.

Учебный творческий проект.

Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретенные ими знания для жизни. Метод проектов в значительной мере может обогатить классно- урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы учащихся. Такие самостоятельно разработанные проекты (материальные или интеллектуальные) приучают детей к самостоятельности, творчеству, инициативности. Выполняются как групповые, так и индивидуальные проекты.

На мой взгляд, к созданию проектов ученики должны приступать уже в 5-ом классе. Этому возрасту в наибольшей степени соответствуют творческие проекты. Для таких проектов характерно творческое осмысление учащимися художественного текста и создания оригинальных работ. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм, сценарий праздника, драматизация и т.д. Часто для работы над творческими проектами привлекаются другие виды искусства.

Программа А.Г. Кутузова в большой степени способствует претворению в жизнь литературно-творческих проектов. Программа особую роль отводит творческим работам и заданиям, ориентированным на развитие творческого потенциала учащихся и на формирование у них литературно-художественных умений. Содержание творческой деятельности заложено в самой программе: изучение каждого раздела заканчивается созданием целостного текста определенного жанра. Учащиеся сочиняют стихи, сказки, рассказы, сценки и т.д. индивидуально или, если работа вызывает затруднения, в группах. В этом случае дети не только пишут литературные произведения, но и создают к ним иллюстрации. А задания для творческих проектов можно найти в хрестоматии в разделах «Творческая мастерская», «Проба пера».

Разнообразные формы проведения уроков (нестандартные уроки):

мозговой штурм, пресс-конференция, зачеты-вертушки, уроки семинары, деловые игры

2. Внеурочная деятельность

К такой форме работы относятся: консультации, подготовка к различным олимпиадам, подготовка к сдаче ЕГЭ, ГИА, создание научно-исследовательских работ и творческих проектов, участие в различных конкурсах и т.д.

Элективные курсы

На всех ступенях обучения проводятся элективные курсы по литературе и русскому языку. Грамотная организация работы элективных курсов является неотъемлемой составляющей выявления и развития одаренности учащихся, так как способствует решению следующих педагогических задач:

Позволяет учащимся попробовать свои силы в углубленном изучении

предмета;

Позволяет учащимся реализовать свой интерес к углубленному изучению

предмета;

Создается возможность индивидуальной работы учителя с учащимися;

Создается возможность реализовать нестандартные формы обучения, учитывающие индивидуальные способности обучающихся.

К концу сентября учебного года формируются группы учащихся, желающих заниматься учебными предметами дополнительно. Они посещают элективные курсы во внеурочное время. Нужно подготовить и организовать работу элективного курса таким образом, чтобы он соответствовал ожиданиям всех учащихся, проявивших к нему интерес. Иногда к концу учебного года число учащихся, посещающих спецкурс, уменьшается, но это считается нормальным. В итоге на элективном курсе занимаются дети, которым не только интересен учебный предмет, но которые готовы прикладывать усилия, работать, достигать результатов в данном учебном предмете.

Консультации

Консультации я подразделяю на два вида: индивидуальные и групповые. Индивидуальные консультации проводятся с учениками по мере необходимости. В особенности это касается помощи ученику при подготовке к научно-практической конференции, олимпиаде, другим интеллектуальным конкурсам. Групповые консультации проводятся по определенным дням, при необходимости. На групповых консультациях можно организовать с учащимися проектно- исследовательскую деятельность, подготовку к сдаче ЕГЭ, ГИА.

Олимпиады

В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада - один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.

Подготовка к олимпиаде проходит по-разному. Я отбираю материал прошлых лет, систематизирую, на основе собранных заданий, составляю новые на устранение допущенных ошибок. Кроме этого часто пользуюсь Интернет-ресурсами, нахожу такие задания, которые развивали бы творческое начало в ученике, критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. Полученный на выходе материал раздаю ученикам домой проработать самостоятельно, затем на консультациях (для подготовки к олимпиадам школа выделяет 1 час) разбираем ошибки, анализируем. Кстати, ребятам очень нравится самим подбирать задания, аналогичные моим. Но хотелось бы отметить, что в последние годы задания по литературе на муниципальном уровне коренным образом отличаются от заданий на школьной олимпиаде, что иногда приводит к трудностям в подготовке.

Залог успеха при подготовке к олимпиадам - это правильное выявление одарённого и заинтересованного в данной предметной области ребёнка, индивидуальные занятия, направленные не только на изучение материала, но и на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера. В случае наличия перечисленных условий и совпадения желания и возможностей ребёнка к самосовершенствованию в предмете с желаниями и возможностями учителя - высокий результат не заставит себя долго ждать.

Научно-исследовательская деятельность

В последнее время все более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога - создать и поддержать творческую атмосферу.

Мы уже не первый год принимаем участие в научно-практической конференции «Интеллектуалы 21 века» с научно- исследовательскими работами в различных секциях «Лингвистика», « Литературоведение», «Искусствоведение», «Литературное краеведение», «Этнография и фольклор».

Научно- исследовательская работа учащихся - это результат целенаправленной работы под руководством педагога. Поэтому очень важно не ошибиться в выборе ученика - соискателя, т. к. работа сложная и серьёзная. Не все могут осилить всю дистанцию от выбора темы до защиты своей работы, которая должна отличаться новизной, практической значимостью, эффективностью.

Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

· выбор темы, постановка проблемы;

· изучение теории, посвященной данной проблематике, сбор материала; его анализ и обобщение;

· индивидуальная работа педагога с учащимися, научный комментарий;

· оформление выполненных исследовательских работ, подготовка к защите работы.

Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Успехи моих учеников - это мои успехи. Ситуацию успеха мы должны создавать не эпизодически, а постоянно, тем самым повышая внутреннюю мотивацию ребенка к достижению высоких результатов.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Работа с одаренными детьми

2016 год

Банк одаренных детей

Фамилия, имя

Способности

Шевченко Юлия

Гузеева Лиза

Гринькова Лиза

Горшкова Катя

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные; интерес к предмету русский, литература.

Конкуры сочинений, стихов, «Проба пера», предметные олимпиады, предметные чемпионаты Творческие проекты

Реймер Ирина, Мундт Алиса, Погонялкина Ирина, Тараканов Дима, Маслова Лена, Звонарева Влада, Булатова Влада

По уровню: высокие;

интерес к предмету русский, литература.

По личностной сфере: творческие (нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

Конкуры сочинений, стихов;

Творческий проект

Задорогин Денис

По уровню: высокие;

По личностной сфере: академические (ярко выраженная способность учиться), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие, исполнительские

Школьные и муниципальные НПК секция «Искусствоведение»

предметные чемпионаты.

Жукова Надежда

Петрова Евгения

Манакова Кристина

Насыров Артур

Баклакова Ангелина

Матвеева Ольга

Полева Юлия

По уровню: высокие;

Конкуры сочинений, стихов.

Работа в школьной газете «ШАНС»,

Предметные олимпиады, предметные чемпионаты

«Лингвистика»

Аброськина Наталья

Сингатулина Жанна

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные, академические (ярко выраженная способность учиться), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие, исполнительские

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание, специальные: (литературные

Конкуры сочинений, стихов

Участие в «Пробе пера».

Предметные олимпиады, предметные чемпионаты.

Творческий проект

НПК секция «Журналистика»

Калмыкова Ксения

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные, академические (ярко выраженная способность учиться), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие, исполнительские

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание, специальные: (литературные

Предметные олимпиады, предметные чемпионаты.

Творческие проекты

НПК секция «Литературоведение»

План работы с одаренными детьми на 2015-2016 учебный год. учителя русского языка и литературы Валеевой Ф. Р.

Проводимые мероприятия

Сроки

Класс

Одаренные дети

Ожидаемый результат

Достижения (на конец года)

Подготовка к школьному этапу олимпиады (литература, русский язык)

сентябрь

10-е классы

Призовые места

на школьном этапе олимпиады

Победители и призеры

Международный

конкурс - игра

«Русский медвежонок- языкознание для всех »

6-А (5 человек)

8-Д (22 человека)

10-е классы (15 человек)

Призовые места в конкурсе

Призовые места по школе

«Молодежный чемпионат по литературе»

Задорогин Денис

Погонялкина Ирина

Призовые места в конкурсе

Подготовка к

городскому этапу олимпиады по предмету (литература, русский язык)

Жукова, Петрова, Калмыкова, Грибанова, Реймер, Мундт, Захарова, Баклакова

Победители, призеры

(3, 4 место по литературе)

Всероссийская олимпиада «Страна талантов» 1 поток

6,8, 10 классы

27 человек

Призовые места в конкурсе

Есть призеры и победители на муниципальном и региональном уровне

Работа школьной газеты «ШАНС»

В течение года

12 человек

Участие в конкурсах

1 уровень

28 человек

Призовые места

10 человек вышли на муниципальный уровень

Всероссийский конкурс «Проба пера»

Гринькова,

Аброськина, Сингатулина

Призовые места

Гринькова- дипломант

Школьный этап НПК «Интеллектуалы 21 века»

Январь-февраль

Задорогин, Тараканов (секция «Искусствоведение»), Калмыкова (секция «Литературоведение»), Насыров (секция «Этнография. Фольклор»), Аброськина, Сингатулина (секция «Журналистика)

Победители, выход на муниципальную НПК

Задорогин, Тараканов (секция «Искусствоведение»)- 1 место

Муниципальный этап НПК «Интеллектуалы 21 века»

Победители, призеры

Задорогин, Тараканов (секция «Искусствоведение»)- 3 место

Калмыкова (секция «Литературоведение»)-

Участие в муниципальном конкурсе, посвященном стихам татарского поэта Мусы Джалиля.

Шевченко Ю., Вдовина К., Жукова Н.

Выход на региональный уровень

участник

Участие в муниципальном конкурсе «Живая классика»

Шевченко, Гузеева

Жукова Н.

Выход на региональный уровень

Диплом 2 степени

Участие в южноуральской НПК «Шаг в будущее»

Калмыкова К.

Победитель, призер

Призер, диплом 2 степени

Областной конкурс военно-патиотических исследовательских работ

Петрова Е.

Победители, призеры

Диплом 3 степени

Муниципальный конкурс на лучшего чтеца «Живая классика»

Жукова Надежда

Диплом 2 степени

Всероссийская олимпиада «Страна талантов» 2 поток

Победители

Конкурс продолжается

Южноуральская олимпиада «Звезда».

2 уровень

Звонарева, Коршунова

Жукова, Захарова, Полева

Выход на 3 уровень

Олимпиада продолжается

Муниципальный конкурс стихотворений и сочинений о ВОВ

Гринькова, Шевченко

Аброськина, Жукова

Выход на региональный уровень

Тест по определению склонности учителя к работе с одарёнными детьми

(см. Доровской, А.И. Сто советов по развитию одарённости детей. Родителям, воспитателям, учителям. / А.И. Доровской. - М., Российское педагогическое агентство, 1997. - 309 с.)

Выберите один из предложенных вариантов ответов.

1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одарёнными детьми могут быть улучшены?

А. Да

Б. Нет, они и так достаточно хороши.

В. Да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы не очень.

2 . Уверены ли Вы, что сами можете участвовать в изменении работы с одарёнными детьми?

А. Да, в большинстве случаев.

Б. Нет.

В. Да, в некоторых случаях.

3. Возможно ли, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одарённых детей?

А. Да

Б. Да, при благоприятных обстоятельствах.

В. Лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли Вы, что в недалёкой перспективе будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании одарённых детей?

А. Да. Наверняка.

Б. Это маловероятно.

В. Возможно.

5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свой замысел, помогающий положению дел?

А. Да

Б. Часто думаю, что не сумею.

В. Да, часто.

6. Испытываете ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?

А. Да, это меня привлекает.

Б. Нет, меня это не привлекает.

В. Всё зависит от востребованности таких людей в обществе.

7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей. Испытываете ли Вы удовлетворение в этом?

А. Да

Б. Удовлетворяюсь лишь тем, что есть.

В. Нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

8. Если проблема не решена, но её решение Вас волнует, хотите ли Вы отыскать тот теоретический материал, который поможет решить проблему?

А. Да

Б. Нет, достаточно знаний передового опыта.

В. Нет.

9. Когда Вы испытываете педагогические срывы, то:

А. Продолжаете упорствовать в начинании нового дела.

Б. Махнёте рукой на затеи.

В. Продолжите делать своё дело.

10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид?

А. Да

Б. Не совсем легко.

В. Болезненно.

11. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в то же самое время его подбодрить?

А. Не всегда.

Б. При хорошем настроении.

В. В основном стараюсь это делать.

12. Можете ли Вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?

А. Да, конечно.

Б. Запоминаю только то, что меня интересует.

В. Всего вспомнить не могу.

13. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?

А. Да, без затруднений.

Б. Да, если этот термин легко запомнить.

В. Нет.

14. Учащийся задаёт Вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия.

А. Вы уклоняетесь от ответа.

Б. Вы тактично переносите ответ на другое время.

В. Вы пытаетесь отвечать.

15. У Вас есть своё основное кредо в профессиональной деятельности. Когда Вы его защищаете, то:

А. Можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов.

Б. Останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали.

В. Измените свои мнения, если давление будет очень мощным.

16. На вопросы по моему направлению мне импонируют следующие ответы учащихся:

А. Средний.

Б. Достаточный.

В. Оригинальный.

17. Во время отдыха Вы предпочитаете:

А. Решать проблемы, связанные с работой.

В. Погрузиться в мир Ваших любимых увлечений.

18. Вы занимаетесь разработкой нового занятия. Решаете прекратить это дело, если:

А. По Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения.

Б. Вы более или менее довольны.

В. Вам ещё не всё удалось сделать, но есть и другие дела.

Подсчитайте баллы, которые Вы набрали, следующим образом:

За ответ А-3. За ответ Б-1. За ответ В-2.

Результаты:

49 и более баллов: Вы имеете большую склонность к работе с одарёнными детьми. У Вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.

От 24 до 48 баллов. У вас есть склонности к работе с одарёнными детьми, но они требуют ваших дополнительных желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

23 и менее баллов. Склонностей к работе с одарёнными детьми, конечно, маловато. В большей мере Вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.

Методики выявления одаренных и способных учащихся
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

Единой общепринятой концепции одаренности нет и на современном уровне развития науки быть не может, но вместе с тем есть множество весьма серьезных разработок, проливающих свет на многие стороны этого явления. Различные модели новых, часто оригинальных концептуальных решений предлагаются многими исследователями (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Э.Де Боно, Е.Гонг, В.Н. Дружинин, К. Клюге, А.М. Матюшкин, Р.М. Милгрем, Дж. Рензулли, В.И.Панов, С.М.Рис, А.И. Севанков, В.Д. Шадриков и др.)

К числу наиболее популярных в мировой педагогике современных теоретических моделей одаренности можно отнести концепцию, разработанную американским исследователем Дж.Рензулли. Согласно теории Дж.Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.

Выделим из основных составляющих модели Дж. Рензулли критерии одаренности :


  • Мотивация
Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности , вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная, спортивная и др.), доминируют мотивы (влечение, желание, склонности, интересы, потребности) непосредственно связанные с содержанием.

  • Креативность
Креативность – процесс проявления чувствительности к проблемам; фиксации и определения этих проблем: поиска их решений путем выдвижения и проверок разнообразных гипотез; формулирования и сообщения результатов решения. Основными показателями креативности служат:

1. Беглость – количество порожденных идей.

2. Гибкость - их разнообразие.

3. Оригинальность – редкость.

4. Разработанность – детализация.


  • Способности выше среднего уровня
Эти критерии одаренности дают ответ, по каким параметрам выявляется одаренность.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Невозможно одномоментно отобрать одаренных детей. Эффективная диагностика одаренности посредствам какой-либо одноразовой процедуры тестирования просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но и в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов. Нельзя ставить знак равенства между данными тестирования и решением о судьбе ребенка. Так как данные тестирования интеллекта и креативности сильно зависят от ситуации тестирования, эмоционального состояния ребенка на тот момент и не являются неизменными величинами. Выявление одаренных детей должно проходить поэтапно.

На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов.

Второй этап диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка возможностей и особенностей статуса ребенка.

На втором этапе диагностики определяется, в какой области ребенок одарен, каковы его интересы, так как с возрастом одаренность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.

С этой целью можно использовать следующие методики:

- Тесты интеллекта ТУР (вербального);

- Предпочтительные виды профессиональной деятельности (Е.А Климов);

- Методика «Профиль»;

- Опросник типа мышления.

Так как вопрос об общей и специальной одаренности имеет важный возрастной аспект, то наиболее продуктивен путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах должна рассматриваться и развиваться как некая общая, универсальная способность. С ней работают учителя предметники. А психолог на данном этапе оказывает психологическую помощь педагогам в виде консультаций и рекомендаций по работе с одаренными учащимися, проводит консультации с родителями по вопросам одаренности.

Следующее направление работы с одаренными учащимися – это работа с учащимися занимающимися научно-исследовательской деятельностью. Такой путь предназначен для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся с высоким интеллектуальным уровнем.

Целью организации научно-исследовательской деятельности учащихся является воспитание образованной, гармонически развитой, творческой личности, выявление и поддержка одаренных учащихся.

Основные задачи работы с учащимися:

1. Развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой в процессе наблюдений и опытов;

2. Развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;

3. Развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;