Вольная борьба: спорт для мальчика. Тренировки по вольной борьбе: преимущества и недостатки Какие упражнения нужно делать для вольной борьбы

Развитие уверенности

Вы испытываете трудности в принятии решений? Борьба даст вам уверенность. Если спросить у любого тренера, то он скажет: залог победы – это моральная устойчивость, а развить веру в победу важно также, как развить свои мышцы. А со временем данные качества проявятся также в повседневной жизни – вы сможете быстро осознавать свои желания и принимать верные решения.

Развитие интуиции

Вы научиться чувствовать своего соперника интуитивно, зная наперед, что он выкинет в следующий момент. Здесь нет телепатии – лишь внимательность. А с ее помощью можно будет “обезвреживать” не одних спортивных, но и всех прочих соперников – в повседневной жизни, в карьере и т.д.

Целый и почти невредимый

Старик Даль написал про вольную борьбу следующее: “Единоборство без побоев, оружия и всяческой драки”. И сегодня в данном виде очень строго запрещено использование ударов, удушающих и болевых приемов. Все это значит, что в данном виде борьбы вероятность получить травму значительно ниже, нежели во множестве других единоборствах. И, конечно же, когда вы регулярно занимаетесь на ковре, то вероятность “получить” от хулиганов с улицы – вовсе минимальна.

Долгое ношение своей жены или девушки на руках

Если вы считаете, что в этой борьбе побеждает только сильнейший, то вы не совсем правы – такое происходит не всегда. Зачастую побеждает самый выносливый. Агрессивные и энергичные борцы выдыхаются довольно быстро и проигрывают. Хорошая идея: кроме занятий на ковре как можно чаще носите на руках свою жену или девушку, используя ее как снаряд (объяснять истинную цель этого действия – не обязательно). Вам будет полезно, а ей будет приятно.

Содержание статьи:

Вольная борьба - вид спорта для настоящих мужчин. Занимаясь этой спортивной дисциплиной, вы сможете улучшить свою физическую форму, укрепить здоровье и, при необходимости, постоять за себя или своих близких. В поединке по вольной борьбе участвует два атлета, которые используют различные борцовские приёмы. Давайте познакомимся со всеми плюсами и минусами тренировок вольной борьбой.

Плюсы и минусы тренировок по вольной борьбе

Не будем долго вас мучить, а сразу отметим все плюсы и минусы тренировок вольной борьбой.

Польза занятий вольной борьбой

  1. Улучшает работоспособность иммунной системы.
  2. Предоставляет возможность укрепить все мускулы тела.
  3. Положительно воздействует на сердечнососудистую и дыхательную системы.
  4. Повышает выносливость организма.
  5. Улучшается координация и ловкость атлета.
  6. Спортсмен увеличивает гибкость своего тела.
  7. Отлично помогает сбросить лишний вес.
  8. Вы научитесь правильно падать, что поможет вам в обычной жизни избежать травм.
  9. Многие элементы вольной борьбы можно использовать для самообороны.
  10. Развивает интуицию и повышает уверенность в своих силах.

Противопоказания к занятиям вольной борьбой

Как и у любого вида спорта, есть у вольной борьбы и несколько противопоказаний. В первую очередь это касается людей, имеющих проблемы с позвоночным столбом. Это связано с высокой нагрузкой на него во время занятий. По сути, это единственное серьезное противопоказание. Однако перед началом тренировок вам стоит пройти полное медобследование на предмет диагностирования скрытых недугов.

В нашей стране вольна борьба имеет давние традиции и хорошую школу. Практически в любом городе можно найти секцию и отдать в нее своего мальчика. Тренироваться можно начинать с достаточно юного возраста, а именно с четырех или пяти лет. Сегодня вольной борьбой занимаются и девочки, но отдавать в секцию дочь следует в более позднем возрасте. Это связано с тем, что сначала должна сформироваться женская фигура, ведь физические нагрузки могут замедлить этот процесс.

Почему стоит заниматься вольной борьбой?


Мы только познакомили вас с плюсами и минусами тренировок вольной борьбой, а сейчас рассмотрим несколько веских причин, по которым стоит начать заниматься этим видом спорта.
  1. Привыкните следить за своим внешним видом. Неопрятных атлетов на ковер просто не выпустят. Дело здесь не в какой-то прихоти судей или тренеров, а в банальных требованиях техники безопасности. Если вы решили заниматься вольной борьбой, готовьтесь стать аккуратистом и чистюлей.
  2. Продлится молодость. Этот вид спорта быстро развивает такие качества, как быстрота движений и реакции. Ученые уверены, что они присущи молодым людям и с возрастом утрачиваются. Постоянные тренировки замедлят процессы старения, и вы долгое время будете чувствовать себя молодым.
  3. Станете ловкими. Ещё одно качество, без которого невозможно стать борцом - ловкость. Для развития этого качества вольная борьба подходит, как нельзя лучше. Во время занятий спортсмены изучают большое количество приемов и их комбинаций и необходимо научиться быстро, переключаться между ними. Именно это и является ловкостью, а применение данному навыку можно без особого труда найти в повседневной жизни.
  4. Укрепите мускулы всего тела. Если вы плохо подготовлены физически, то на ковер можно и не выходить. Не сложно догадаться, какой мощью должен обладать атлет, чтобы повалить, а затем обездвижить своего соперника. Если в некоторых видах спорта, скажем, армрестлинге, достаточно много внимания уделять развитию одной или двух мускульных групп, то в вольной борьбе это не пройдет. Только когда мышцы всего тела окрепнут, можно выйти на ковер.
  5. Разовьете интуицию. Согласитесь, что это качество имеет важное значение не только в спорте, но и повседневной жизни. Чтобы победить в поединке, необходимо научиться просчитывать действия соперника на несколько шагов вперед. Для этого необходимо быть внимательным.
  6. Появится уверенность в собственных силах. Очень часто из-за медлительности в принятии решений или не уверенности в собственных силах, люди не могут добиться успеха в жизни. Это касается как карьеры, так и личной жизни. Начинайте заниматься вольной борьбой и эта проблема исчезнет. Только уверенный в себе атлет, способный принимать правильные решения молниеносно, может рассчитывать на победу.
  7. Будете носить свою девушку на руках. Зачастую в поединке побеждает тот атлет, который обладает большой силой, а более выносливый. Агрессивные спортсмены много энергии растрачивают еще до начала поединка и достаточно быстро выдыхаются. Мы можем вам рекомендовать чаще носить свою девушку на руках - она будет счастлива, а вы увеличите свою выносливость.
  8. Невысокие риски получения травмы. В любом виде спорта можно получить повреждение различной степени тяжести. Однако вольная борьба не является самым травмоопасным видом спорта, хотя некоторые люди считают иначе, наблюдая за поединком атлетов.

Отличия вольной борьбы от других спортивных единоборств


В отличие от большинства единоборств, в вольной борьбе нет ударной техники. Чаще всего во время поединка спортсмены находятся в стойке либо партере (лежа или на коленях). В первом случае ими используются всевозможные броски, подсечки и зацепы, а во втором - болевые и удушающие приемы, по аналогии с дзюдо.

Существует достаточно много видов борьбы, но на Олимпийских играх представлены только вольная и греко-римская борьба, а также дзюдо. Во многих странах планеты есть национальные виды борьбы, например, японская сумо или монгольская бех. Соревнования в этих видах спорта проводятся только на территории определенной страны. Кроме этого есть и международные виды борьбы, скажем, русское самбо. В каждой из данных спортивных дисциплин отсутствует ударная техника.

Польза занятий борьбой

Мы уже говорили, в чем заключается плюсы и минусы тренировок вольной борьбой, а сейчас давайте кратко поговори об этом применительно к борьбе в целом. Не будем сейчас рассуждать о шансах, завоевания золотой олимпийской медали, ведь спортом занимаются миллионы, а на первую ступень пьедестала поднимаются только единицы.

Если вы не рассчитывается на высокие результаты в крупных международных турнирах, то польза от занятий борьбой очевидна - улучшение фигуры и оздоровление. Согласитесь, что даже этих двух причин достаточно, чтобы начать заниматься спортом, причем не обязательно вольной борьбой.

Тренировки помогут вам постоянно поддерживать отличную физическую фору и избежать тем самым проблем с лишним весом. Занятия вольной борьбой предполагают сочетание кардио и анаэробных нагрузок, что позволяет не только укрепить мускулы, но и избавиться от лишнего веса.


Если тот же культуризм не позволяет развивать функциональные качества, а способен лишь увеличить мускульную массу, то в борьбе все иначе. Многие качества, которые активно развиваются на тренировках по вольной борьбе, активно используются и в обычной жизни. Возьмем умение падать, ведь в холодное время риск получения травмы резко возрастает. Занимаясь вольной борьбой даже если падения в гололед избежать не удалось, то вы не переломаете кости.

Возраст и борьба

Техника

Каждый вид борьбы отличается уникальной техникой. Уже по форме спортсменов можно предположить, какой именно борьбой они занимаются. Например, в самбо спортсмены используют борцовки, а в дзюдо выходят на татами босиком. Объединяет различные виды борьбы обилие бросков, подсечек и захватов. А вот болевые и удушающие приёмы разрешены не везде.

Давайте поговорим о целях каждого вида борьбы:

  • Греко-римская - этот вид борьбы ранее назывался классическим. Спортсмены носят трико и жесткие борцовки, а во время поединка их основной задачей является выведение соперника из равновесия и желательно не просто бросать его на ковер, но и положить на лопатки.
  • Дзюдо - на спортсменах надето кимоно. Для победы необходимо провести чистый бросок либо выполнить удушающий или болевой приём.
  • Самбо - одежда самбиста представляет собой шорты и специальную куртку. На ногах надеты мягкие борцовки. Следует заметить, что дзюдо и самбо весьма похожи и некоторые атлеты ухитряются совмещать выступления в двух спортивных дисциплинах.
  • Вольная борьба - если внимательно посмотреть на поединок спортсменов, то можно обнаружить много общего с греко-римской борьбой. Однако в вольной разрешается более активная работа ног.

Базовая подготовка

Всех, кто приходит в секцию борьбы, первым делом научат падать. Без этого навыка травм не избежать. Как только тренер будет уверен, что вы освоили эту технику, начнутся занятия с использование бросков. В каждом виде борьбы, как мы уже говорили выше, бросковая техника имеет определенные отличия.

На второй стадии обучения спортсмен осваивает подсечки, броски, захваты перевороты. Если говорить о дзюдо, то к этим элементам добавятся также удушающие и болевые приемы, и такой уникальный элемент, как «учикоми» - техника подхода к сопернику. На ковер вам позволят выйти только после освоения всех основных элементов борьбы.

Как и в других видах спорта, каждая тренировка по борьбе начинается с разминки. Это позволяет разогреть суставы и мускулы, чтобы не получить досадную травму, буквально на ровном месте. Завершается тренировка заминкой, позволяющей организму перейти в нормальный режим работы.

Каждая тренировка способна обеспечить достаточную нагрузку и спортсмен постоянно прогрессирует. Однако без дополнительных нагрузок дело не обходится и постепенно в программу занятий вводится силовой и аэробный тренинг. Таким образом, можно смело говорить, что в каждом виде борьбы базовая подготовка практически одинакова. Отличия начинаются на втором этапе, когда атлет переходит к освоению бросковой техники.

Если вы решили отдать своего ребенка в секцию борьбы, то необходимо выбрать тренера. Обязательно спросите, какое звание имеет кандидат. Возможно, ему доводилось не раз побеждать на международных турнирах и в этом случае можете довериться его опыту. Вот несколько полезных советов по выбору тренера:

  1. Проведите пробную тренировку - сегодня во многих секциях проводится день открытых дверей или бесплатные занятия.
  2. Общайтесь - узнайте у тех спортсменов, которые уже работают под руководством понравившегося вам наставника о впечатлениях. Достаточно поинтересоваться мнением нескольких человек, чтобы у вас сложилось собственное мнение.
  3. Гуглите - сегодня благодаря Интернету у вас есть большие возможности в поиске информации. Поищите отзывы о самом спортклубе и тренере в частности.
Больше о тренировках по вольной борьбе, смотрите здесь:

Вольная борьба — вид спорта, в котором между собой борются два атлета. Победителем будет тот, кто сможет положить соперника на лопатки. Вопреки названию, этот вид имеет свои правила и технику.

Чтобы добиться результата, начинающий борец должен ознакомиться с искусством вольной борьбы.

Обучение приемам вольной борьбы

Заниматься единоборством можно начать уже в школьные годы. Существуют секции, в которых ознакомят с техникой борьбы и её правилами, и располагаются они в спортивных клубах и дворцах.

Могут быть открыты в спортзалах при школе или университете. А также существуют платные спортивные школы и курсы, в которых проходят наборы на обучение.

К вольной борьбе можно прийти и в более зрелом возрасте. Стоит учесть, что неспортивному взрослому человеку будет сложнее начать из-за сформировавшихся мышц, но всё в руках начинающего. Главное: постоянно тренироваться , бороться с собой и превосходить себя предыдущего с каждым днём.

Важную роль в обучении играет наставник. В его силах поставить на ноги непрофессионального борца, передать ему свои знания и опыт. Очень часто инструктор воспринимается как старший товарищ. Именно тренерские наставления в начале обучения сыграют огромную роль в становлении человека как спортсмена.

Внимание! Наставник должен быть сильный духом, не потакать и способствовать разгильдяйству атлетов. Слово наставника — закон для борца. Истина, которую нельзя оспорить. Важна в тренере и наблюдательность. Необходимо увидеть, где именно спортсмену требуется помощь или совет.

Группы учеников довольно маленькие — от 10 до 20 человек. Обычно это чётное количество , чтобы была возможность тренироваться попарно. Небольшая численность спортсменов в группе обусловлена тем, чтобы наставник успевал заниматься каждым, никого не обделяя своим вниманием. Инструкторские советы и помощь очень важны на всех этапах воспитания борца.

Фото 1. Тренировка по вольной борьбе в спортзале, на занятиях в группе около 10 человек.

Первые тренировки для взрослых

Начинаются с рассказов о борьбе, определений способностей и умений ученика. Первый полученный навык — умение падать. Без этого серьёзных травм в борьбе избежать не удастся.

Как и на других спортивных занятиях, тренировка начинается с разминки. Её отсутствие приведёт к получению травм на ровном месте, что нежелательно для любого борца. Потом — физические упражнения и практика борьбы. Завершается тренировка заминкой , чтобы мышцы и суставы пришли в норму.

В самом начале обучения уделяется внимание физическому становлению борца, а только потом изучению и практике борьбы.

Техника стойки и партера

При занятиях этим спортом очень важно знать основы : броски, стойки, захваты и др.

Фото 2. Процесс обучения спортсмена тренером на занятии технике борьбы в положении стойки.

Вольная борьба ведётся в двух положениях:

  1. Стойка: положение, в котором борются, стоя на ногах. Различают высокую — атлет стоит прямо, ноги чуть согнуты в коленях; среднюю — ноги борца широко расставлены, согнуты, тело наклонено вперёд и низкую — спортсмен практически упирается руками в пол, тело максимально наклонено вперёд, ноги согнуты в коленях.
  2. Партер: положение, в котором хотя бы один борец находится лёжа — низкий или стоит на коленях — высокий партер. Большее количество движений, используемых в партере — это приёмы со скручиванием.

Тренировки проходят чаще всего в парах , где ученики отрабатывают технику друг на друге. Возможна отработка некоторых приёмов на манекенах и со жгутом, сделанных под фигуру человека. Наставник может встать в пару с учеником, чтобы показать правильное выполнение приёмов.

Вам также будет интересно:

Основы движений и упражнения

Приём — специальные действия нападающего борца, которые в итоге должны привести к победе над соперником.

В программе по вольной борьбе движений достаточно много. Начинающему борцу просто необходимо их знать и уметь применять на деле.

Рассмотрим некоторые наиболее популярные:


Присев на правое колено, проскользнуть под него. Правой рукой захватить правую ногу. Потянуть руку и ногу, чтобы они встретились. Потом наклониться влево вместе с соперником и перебросить через себя.

  • Переворот захватом дальней руки сзади сверху с зацепом одноимённой ноги изнутри : нужно сзади захватить правую руку левой рукой и приподнять вверх. Захватив запястье правой рукой, сбить соперника на живот. Завести руку за линию корпуса и приподнять вверх. Захватить её левой рукой под плечом. Затем отпустить захваченную руку, повернуться грудью на соперника, отпустить захват ноги, обхватить его корпус правой рукой и уложить на лопатки.
  • Сбивание скручиванием через ногу с захватом туловища и одноимённой ноги изнутри. При выполнении поставить правую ногу сзади правой ноги соперника.

Затем подать его корпус вправо, поднять ногу вверх и направо и сбить противника скручиванием через ногу вправо.


Подставить под противника оба колена, держа их сомкнутыми. Поднять его вверх.

Затем своим бедром и рукой приподнять ногу вверх, прижать его корпус к себе. Встать, приподнимая соперника. Левой ногой зацепить ногу, которая дальше. Поднимая ногу назад, при этом наклоняясь вперёд, навалиться на него. Отталкиваясь правой ногой и поднимая захваченную ногу, надвинутся на противника. При этом захватить его голову так, чтобы его подбородок упёрся в линию сгиба локтя и уложить на лопатки.

Развитие и физическая подготовка борца

Требования ко всем физическим качествам в вольной борьбе проявляются в равной степени. Но, как показывает практика, очень мало спортсменов, в которых все эти качества распределены равномерно.

Справка! Тренировки максимально направлены на развитие слабых сторон борца. Более развитые качества в процессе занятий выводят на новый уровень. Преимущество над соперником с каждой тренировкой должно только возрастать.

Не возникает сомнений, что борец должен быть сильным, физически развитым и выносливым человеком.

Вырабатывают силу различными тренажёрами, уделяя внимание всем группам мышц , особенно слабым.

Для воспитания выносливости увеличивают темп и количество подходов упражнений. Ловкость тренируют в учебных схватках с партнёрами.

Во время занятий уделяют внимание не только силовой подготовке, но и воспитанию волевых качеств . Борцу очень важно быть смелым, решительным и иметь силу воли. Эти способности достигаются не только лекциями и разговорами.

Для их развития спортсмену необходимо подбирать такие упражнения и партнёров в схватке и на тренировке, чтобы он чувствовал превосходство над противником . Атлет убеждается в своей силе и стремится достичь большего.

12 ..

Специально подготовительные упражнения (вольная борьба)

Специальные упражнения подразделяются обычно на 2 группы: специально подготовительные (подводящие) и кондиционные (развива­ющие). Их отличие от общеразвивающих упражнений состоит в большей приближенности к условиям реального борцовского поединка.

Специальные упражнения очень разнообразны. Их структура зави­сит от целевой направленности тренировки и уровня подготовленности занимающихся. Эти упражнения носят, как правило, локальный для групп рабочих мышц характер, а потому требуют при выполнении не только физической силы и ловкости, но и проявления воли.

Координационные (подводящие) упражнения направлены преиму­щественно на совершенствование координации движений борца при освоении их формы.

Кондиционные (развивающие) упражнения направлены преимуще­ственно на развитие и совершенствование физических качеств, специ­фических для спортивной борьбы. Эти упражнения в зависимости от преимущественного воздействия на те или иные физические качества подразделяются на: собственно силовые; скоростно-силовые; направлен­ные на развитие силовой и скоростно-силовой выносливости; гибкости; аэробные (продолжительностью более 5-8 мин, выполняемые при ЧСС 130-150 уд./мин); аэробно-анаэробные (продолжительностью 2-5 мин, выполняемые при ЧСС 150-180 уд./мин); анаэробные лактатные (про­должительностью 30-120 с при предельной ЧСС - свыше 180 уд./мин) и анаэробные алактатные (продолжительностью до 30 с. с максимальной интенсивностью). По форме выполнения упражнения этой группы можно разделить на выполняемые без снарядов (главным образом используя вес собственного тела), со снарядами (манекеном, штангой, гирями, резиновым амортизатором и т.п.), на тренажерах, с партнером.

К координационным упражнениям следует отнести упражнения в самостраховке при падениях, в страховке и оказании помощи партнеру при проведении технических дейст­вий, акробатические упражнения, упражнения на мос­ту, упражнения с партнером, с манекеном и на тренажерах. В первую очередь следует уделить особое внимание освоению стойки на борцовском мосту (рис. 11). Мост должен быть освоен борцом в самом начале занятий и выполняться уверен­но, поскольку он органически включается в соревнователь­ный поединок на всех без иск­лючения этапах спортивного мастерства.

Высокий устойчивый мост может быть освоен в процессе непрерывной тренировки мышц шеи и спины, развитии гибкости позвоночника. Под­водящие упражнения показа­ны на рис. 12; стрелками обозначено направление дви­жений, которые можно выпол­нять как без отягощений (движение на мосту, прогиб в упоре), так и с отягощениями (с набивным мячом), а также с помощью партнера.

По ходу освоения борцов­ского моста специальные уп­ражнения усложняются, что в первую очередь связано с увеличением нагрузочных воздействий на мышцы шеи и спины и направ­лено на развитие подвижности в области шейных позвонков (рис. 13).

Упражнения этого типа могут выполняться с помощью партнера (рис. 14).

На рис. 15 показан прием выполнения операции «забегание», характерной для вольной борьбы (да и классической тоже), вместе с мостом, так как эта операция позволяет спортсмену уйти с моста. Такие уходы порою не просто даются в соревновательном поединке, поэтому совершенствование навыка «забегания» очень важно для тренировки специальных упражнений борца.

К координационным упражнениям следует отнести также всевоз­можные подседы и подхваты (рис. 16), акробатические кульбиты (рис. 17), уходы с моста (рис. 18).

Важное место в группе координационных упражнений занимают имитационные упражнения. Педагогических способов имитации про­тивоборства весьма много, так как они являются основой творчества самих тренеров. Однако общепризнанными можно назвать следующие:

формальное (ситуативное) моделирование игрового действия (или отдельной его фазы);

игровое противоборство, определенное особыми правилами;

функциональное моделирование ситуаций соревновательного противоборства.

Формальное (ситуативное) моделирование состоит в создании оп­ределенных условий соревновательного противоборства, в которых выполнение конкретной операции приносит успех. Примеры такого моделирования приведены на рис. 19 (работа с партнером) и рис. 20 (работа с манекеном).

Игровое противоборство, определенное особыми правилами (часто взятыми из национальных традиций и народных игр), широко известно тренерам по спортивной борьбе. В разделе 3.1. мы говорили, что игровое противоборство, по мнению некоторых зарубежных и россий­ских специалистов, представляет собой уникальное средство отбора в игровую спортивную секцию. Вольную борьбу с большой долей досто­верности можно отнести к одной из таких спортивных специализаций.

Функциональное моделирование эпизодов соревновательного про­тивоборства направлено на повышение надежности и эффективности выполнения технических действий в условиях нарастающего утомле­ния. Смысл функционального моделирования заключается в том, что, подбирая тренировочные задания разной направленности, представ­ляющие собой эпизоды соревновательного противоборства, можно добиться формирования устойчивого навыка выполнения различных технических действий в условиях реальных соревновательных поедин­ков (при силовом противодействии соперника, в условиях нарастаю­щего утомления, при скоростных атаках и т.д.).

Объектом моделирования является как содержание заданных эпи­зодов (теснение в определенном захвате с последующим выведением из равновесия, навязывание атакующего захвата, подготовка и прове­дение определенного приема и т.д.), так и внешние параметры нагрузки (подбор партнеров с разной манерой борьбы, разным весом, разными функциональными возможностями, время работы и отдыха, число повторений и т.д.).

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ

СПОРТИВНАЯ ШКОЛА 1

Г. Белореченск

Краснодарский край

ОВЧИННИКОВ АРКАДИЙ ГЕОРГИЕВИЧ

СТАРШИЙ ТРЕНЕР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ

ПОЧЁТНЫЙ РАБОТНИК ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2015 г

Тема педагогического опыта

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА ЗАНЯТИЯХ ВОЛЬНОЙ БОРЬБОЙ

1.Уровень опыта по степени новизны.

В работе представлена методика повышения качества образовательного процесса с использованием подвижных игр и приёмы организации учебно-тренировочного занятия, направленные на развитие общей и специальной физической подготовленности занимающихся и способствующие качественной реализации содержания учебного материала.

2. Цель педагогического опыта.

Добиться повышения активизации и интенсификации деятельности учащихся с помощью игровой технологии.

3. Краткое описание опыта.

Данный опыт представляет методику внедрения в процесс обучения элементам вольной борьбы игровых технологий. Используя игры, можно заполнить разрыв между строго регламентированным методом обучения и соревновательным, осуществлять последовательное обучение, как технике, так и тактике борьбы.

В работе исследуются подвижные игры для подготовки юных борцов, которые направлены на обучение основам ведения единоборства. Поэтому они носят черты дидактических игр, что позволяет наполнить процесс обучения эмоционально-познавательным содержанием.

Специализированные подвижные игры для борьбы, используемые в работе, соединили черты подвижных и дидактических игр.

Методика использования игровых технологий даёт возможность:

Лучшим образом развивать двигательные качества воспитанников;

Обновить содержание и раскрытие учебного материала;

Повысить интерес детей и подростков к занятиям вольной борьбой.

4. Эффективность опыта.

1. Использование с максимальной отдачей времени учебно-тренировочного занятия.

2. Повышение качества образовательного процесса.

3. Создание комфортных условий для успешного обучения.

5. Результативность опыта.

1. Применение специализированных подвижных игр, близких по структуре к элементарным формам борьбы, позволяет юным борцам в облегченных условиях осваивать основы ведения единоборств.

2. Игровой подход позволил улучшить методику обучения, и при этом учесть потребность детей к игровым формам деятельности.

3. Внедрение игровых технологий в тренировочный процесс позволяет повысить результативность использования тактико-технических действий в спортивных поединках и спортивную подготовку занимающихся.

Зав. отделом учебно-тренировочной подготовки Л.С. Михайлова

  1. Вступление
  2. Отбор детей для занятий вольной борьбой с применением игр-единоборств
  3. Методика применения спортивных игр на этапе начальной подготовки.
  4. Методика применения спортивных игр на учебно-тренировочном этапе.
  5. Заключение
  1. Введение.

Любая форма приобщения детей к спорту должна носит творческий характер. Критерием творчества я считаю тот момент, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнить, соотнести, выбрать и найти то, что лучшим образом поможет ему добиться высоких результатов в спорте. Поэтому, возникла необходимость, искать новые пути решения поблеем подготовки борцов. С целью активизации учебно-тренировочного процесса, повышения качества выполнения учебных программ, развития познавательного интереса, привлечения учащихся к систематическим занятия вольной борьбой, я решил шире использовать в своей работе игровой метод.

В современной борьбе сократилось время схватки, процесс борьбы стал проходить быстрее и активнее, поощряются непрерывные атакующие действия. Это требует от борцов быстрейшего решения тактико-технических задач и применения определенных атакующих комбинационных действий.

Так как подвижные игры играют важнейшую роль в развитии детей, я стал широко использоваться их, как эффективное средство при отборе детей для занятий вольной борьбой и в тренировочном процессе. Это связано с большими возможностями игрового метода обучения в спортивной тренировке.

Его применение позволяет заполнить разрыв между строго регламентированным методом обучения и соревновательным, осуществлять последовательное обучение, как технике, так и тактике борьбы.

Своеобразие игровой деятельности заключается в том, что общение тренера с детьми и детей между собой носят именно игровой характер. Тренер является участником или ее организатором. Дети часто выполняют ту или иную роль, которая определяется содержанием игры и обуславливает игровые действия

Игры делают процесс обучения более легким и занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость и способствует более быстрому и качественному освоению учебной программы.

Специализированные подвижные игры включают в себя специфические элементы вольной борьбы и формируют необходимые физические качества.

Потребность применения специализированных подвижных игр вызвана тем, что, как правило, использование строго регламентированного метода обучения приёмам борьбы, не способствует в полной мере техническим и тактическим (например, обманным) действиям.

В схватках все внимание детей направлено на выполнение приемов, а элементарные тактические действия не отрабатываются.

Решение здесь простое - разрабатывать правила ведения схватки, в которой победа присуждалась бы за лучшее выполнение элементарных действий. Такие схватки в игровой форме и представляют собой специализированные подвижные игры.

Я считаю, что такой подход позволит улучшить методику обучения юношей, и при этом будет учтена потребность детей к игровым формам деятельности.

I. Отбор детей для занятий вольной борьбой

с применением игр-единоборств

Важной задачей при проведении отбора является прогнозирование спортивных результатов. Для реализации этой задачи я применяю различные организационные и спортивные мероприятия.

В организационные мероприятия включаются агитация среди учащихся школ и их родителей посредством радио, телевидения, газет, бесед, объявлений и т.д. Отбор должен носить соревновательный характер. Также зачисляю на отделения борьбы некоторых учащихся, не прошедших по конкурсу, но проявивших высокие волевые качества. К спортивным мероприятиям относится проверка уровня физической подготовленности учащихся и выявление способностей у детей к занятиям вольной борьбой.

Спортивная борьба характеризуется как вид единоборства непосредственным контактом с противником, ограниченностью времени, сложностью восприятия пространственно-временных параметров движений, необходимостью оперативно перерабатывать информацию, повышенным эмоциональным фоном деятельности, постоянной нацеленностью на решение различных тактических задача спецификой ситуации на ковре, связанной с быстрым переходом от атакующих действий к защитным и т.д. Следовательно, одним из наиболее перспективных путей реализации задач начального отбора является применение игровых комплексов с элементами единоборств, с помощью которых в наибольшей степени возможна оценка моторных задатков в условиях соревновательного поединка.

Поэтому для проведения отбора мною составлен комплекс игровых тестов с элементами единоборств, состоящий из следующих игр-единоборств:

Осаливание голеностопа соперника,

Забегание за спину соперника в партере,

Тиснение из круга, борьба в стойке до касания ковра любой частью тела. Оценка способности к ведению единоборства производится с помощью двигательно-соревновательных тестов:

1. Осаливание голеностопа соперника. Борцы становятся в положение борцовской стойки, дается команда осалить голеностоп соперника;

2. Забегание за спину соперника. Борец по жребию или указанию тренера становится в высокий партер, а соперник захватив голову и руку должен забежать ему за спину т.е. заработать выигрышный балл.

3. Тиснение соперника из круга. В окрестном захвате борец должен вытеснить соперника из круга.

4. Борьба в стойке до касания ковра любой частью тела. Побежденным признается тот, кто раньше коснется ковра любой частью тела.

Соревнования по играм-единоборствам проводятся по круговой системе до 2-х побед, т.е. максимально возможное количество охваток между двумя борцами - 3 (в одном виде). При большом количестве претендентов возможно использование системы с выбыванием после 2-х поражений.

Результаты соревнований заносятся в протокол. Полученные результаты ранжируются по убывающей. Присваиваются места и на их основе ранги.

Учащиеся, набравшие наименьшую сумму мест (рангов), зачисляются в группу начальной подготовки.

Данный комплекс отвечает следующим требованиям:

  1. Доступность для детей различного возраста, физического развития и подготовленности;
  2. Высокая прогностичность и компактность;
  3. Возможность получения интегрального результата в виде победы иди поражения, а также экспертной оценки способностей и качеств претендентов;
  4. Простота правил и условий проведения соревнований;
  5. Возможность интерпретации и математически-статистической обработки результатов соревнований.

II. Методика применения спортивных игр

На этапе начальной подготовки.

Включение специализированных подвижных игр в подготовку начинающих борцов вольного стиля происходит в рамках утвержденной программы на тренировочных занятиях. Проведение игры осуществляется в три этапа: подготовка к игре, сама игра, обсуждение игры и награждение победителей.

Подготовка к игре – этот этап направлен на формирование у борцов необходимых (технико-тактических) действий, достаточных для полноценного участия в игре, это подготовительные упражнения, обеспечивающие формирование необходимых игровых действий. Создание проблемной игровой ситуации позволяет моделировать такие условия поединка, освоение которых подготавливает борца к будущим ситуациям в борьбе. Наблюдения за ходом игры и поведением играющих. Усвоение игры и поведение детей во время игры в значительной степени зависит от правильного руководства ею. Необходимо начать игру организованно и своевременно. Игра начинается по сигналу. Надо научить детей сознательно соблюдать правила игры.

В процессе игры следует содействовать развитию творческой инициативы играющих. Необходимо добиться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков. В процессе игры надо учитывать настроение учащихся. Для эффективного освоения элементарных технических действий достаточно провести трехминутные игры комбинационной направленности.

Любую игру нужно объяснять примерно по следующей схеме:

1. Название игры (можно сказать с какой целью игра проводится);

2. Роли играющих и их расположение на площадке;

3. Ход игры;

4. цель игры (кто будет назван победителем);

5. Правила игры.

Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих.

Игры в касания

Задачи:

Обучать конкретным навыкам и умениям:

Быстро перемещаться;

Выводить соперника из равновесия;

Завоевывать предпочтительную позицию для достижения преимущества (в дальнейшем – возможной атаки).

Определение победителя: тот, кто быстрее коснется определенной части тела партнера. Формируются разнообразные движения и действия, присущие реальному соревновательному поединку. Развиваются качества и навыки: видеть партнера, распределять и концентрировать внимание, перемещаться самостоятельно, творчески решать двигательные задачи.

Номера заданий для игр в касания

Место касания

Способы касания руками

любой

правой

левой

обеими

Затылок

Спина

Поясница

Передняя часть живота

Левая часть живота

Левая подмышечная впадина

Левое плечо

Правая часть живота

Правая подмышечная впадина

Правое плечо

Левое бедро

Левая голень

Правое бедро

Правая голень

Примечание: по вертикали обозначены места касания; по горизонтали – способы касания; все игры помечены цифрами от 1 до 56.

Пример определения задания. Цифра 33 говорит о том, что оба игрока получают одно и то же задание – первым коснуться правой рукой правого плеча партнера.

Также партнерам давались разные задания. Например, борец А получает задание коснуться затылка партнера Б любой рукой (1), борец Б – коснуться левой рукой поясницы партнера А (20). В том случае запись игры выглядит следующим образом: А1 – Б20.

Игры в касания постепенно подводят занимающихся к выбору выгодной позиции, позы для достижения успеха, подбору своей стойки. Как правило, новички стремятся держать дальше от соперника ту часть тела, которой он должен коснуться и сосредотачивают внимание на определенных движениях, а также частях тела соперника. Например, если дано задание коснуться правого плеча, то для защиты играющий, отдаляет его разворотом и вынужден принять левостороннюю стойку. Необходимость защищаться от касания любой части головы заставляет играющих выпрямиться, прогнуться. Задание коснуться живота вызывает реакцию наклониться; коснуться левого плеча – повернуться влево, приняв правостороннюю стойку.

Игры в блокирующие захваты.

Задачи:

Обучение захватам и удержанию в захватах.

Задание игры в блокирующие захваты заключается в том, что один из играющих, осуществив в исходном положении указанный захват, должен удержать его до конца поединка (от 3-5 до 10 секунд), другой старается как можно быстрее освободиться от захвата. Победа присуждается спортсмену, успешно решившему свою задачу, затем партнеры меняются ролями.

Площадь для игры – круг, квадрат или коридор, выход за пределы которых, считается поражением. Проигрыш засчитывается и за касание пола рукой, коленом, за преднамеренное падение, попытку провести прием с падением (последнее относится к начальному периоду освоения и на площадках без мягкого покрытия).

За реализацию главного задания игроку присуждается 2 очка, за вытеснение партнера за пределы площадки – 1.

Спарринг-партнеры подбираются после проведения нескольких серий игр с учетом степени физической одаренности: победители – в одну группу, побежденные – в другую.

Игры в атакующие захваты.

Задачи:

Научить освобождению от захватов.

В основу игр в атакующие захваты положены элементы позиционной борьбы соревновательных поединков. Задача играющего состоит в том, что необходимо добиться одного из захватов, обусловленных заданием, и реализовать его каким-либо преимуществом над соперником (удержание захвата в течение заданного времени, сбивание соперника на колени, выход за спину, проведение сваливания, теснение).

Главное назначение этого задания – научить мыслить для выхода из создавшейся ситуации, достижения преимущества над соперником за счет всех возможных в данном случае действий.

Основные варианты атакующих захватов.

Руки – двумя изнутри, двумя снаружи, на шее (при захвате противником головы атакуемого), поднятой вверх с соединением своих рук в крючок.

Руки – сверху за плечи; снизу под плечи; за плечо снизу и другое плечо сверху; плеча снизу и другого запястья; запястья и другой руки из-под плеча; сверху одной за плечо, другой под плечо; за разноименное запястье и другое предплечье изнутри; за разноименные запястья изнутри, снаружи; за одноименные запястья.

Руки и шеи – разноименного плеча (сверху) и шеи; одноименной руки за запястья (плечо) и шеи; сверху разноименного плеча и шеи; одноименной руки и шеи сверху (подбородка).

Рук с головой – спереди, сверху.

Руки и туловища – разноименной руки сверху (снизу) и туловища; одноименной руки и туловища спереди (сбоку, сзади); руки на шее и туловища.

Руки и бедра – разноименной руки сверху (снизу) и одноименного (разноименного) бедра.

Шеи с рукой – шеи с плечом спереди, соединяя руки в «петлю», в «крест», шеи с рукой сверху, сбоку-сверху.

Шеи и туловища – спереди, сбоку.

Шеи и руки, шеи и плеча сверху; шеи сверху и разноименного плеча снизу; шеи сверху и руки на шее; шеи сверху и одноименного плеча.

Туловища – спереди с соединением рук и без соединения; сбоку – с соединением и без соединения рук; сзади – с соединением и без соединения рук.

Туловища с рукой – спереди, сбоку, сзади, с дальней рукой, сбоку.

Туловище с руками – спереди, сзади, сбоку.

Ноги двумя руками – голова изнутри, снаружи.

Варианты усложнения заданий

Возрастание сложности заданий: захват одной (правой или левой), двумя изнутри, захват туловища двумя (спереди, сбоку) и т.д.

Условия игры в зависимости от степени освоения действий предусматривают два варианта маневрирования: «отступать можно» и «отступать нельзя». При условии «отступать можно» предполагается увеличение времени решения поставленной задачи, возможность освоить положения за счет неограниченного маневрирования на площадке. При условии игры «отступать нельзя» - соперники ставятся в жесткие рамки дефицита времени, что предполагает быстрое решение задачи (так как действует правило круга: вышел за его пределы - проиграл). Выигрывает борец, зафиксировавший захват в течение 3-5 секунд и т.д. Для того, чтобы максимально приблизить перечисленные выше игры-задания к требованиям соревновательной схватки, по мере освоения учебного материала постепенно вводятся усложнения: ограничение игровой площади (круг диаметром 6, 4, 3 м), проигрыш за выход из круга, необходимость решения захвата действием (зайти за спину, сбить в партер) и т.п. Необходимо предупредить попытки решения заданий только теснением партнера за пределы ограничительной линии путем соответствующих разъяснений (это не касается игр в теснения).

Игры в перетягивани

Задач:

Развитие силовых качеств.

Парные и групповые перетягивания с захватами за руки, за палку; перетягивание каната; перетягивание кистями рук в положении лежа, головой к голове соперника; сидя, стоя.

Мост-перекидка

Задачи:

Развитие гибкости и координации.

Перед началом игры все учащиеся делятся на пары.

1 вариант.

По сигналу руководителя первые номера в каждой паре встают на борцовский мат и в течение

Тридцати (шестидесяти) минут

Начинают выполнять мост-

перекидку вперёд и назад, при

Этом их соперники, стоя радом,

Считают количество правильно

Выполненных циклов этого

упражнения. По истечении

времени спортсмены меняются ролями и игра продолжается.

По окончании игры можно провести отбор игроков и составить пары из более сильных участников, из менее подготовленных. А игру продолжить следующим образом: первые номера принимают положение борцовского моста и выполняют забегание вокруг головы, изменяя направление движения после каждого цикла.

2 вариант.

Участники игры образуют несколько команд, выстраиваются в шеренги вокруг ковра, рассчитываются по порядку номеров и запоминают их.

Игроки под номером один выходят на ковёр, принимают положение борцовского моста и выполняют по 30-40 раз забегание вокруг головы. Выполнив его, спортсмены кувырком вперёд (назад) возвращаются в свою колонну и прикасаются к игроку под номером два, который повторяет действие предыдущего игрока.

В это время участник под номером один проводит со своим партнёрами по команде, которые ещё не участвовали в выполнении указанного задания, заранее оговорённый бросок (например, бросок прогибом). Побеждает команда раньше других, закончившая выполнение задания.

Самые гибкие.

Задачи:

Развитие гибкости.

1 вариант.

Перед началом игры участники распределяются по парам и рассчитываются на первый-второй.

По сигналу преподавателя первые номера стараются в течение 10 сек. (или 30 сек., по договоренности) возможно большее количество раз перейти из положения стойки в положение борцовского моста и вернуться в исходное положение.

Игроки под вторыми номерами следят за технически правильным выполнение задания и страхуют партнеров. поддерживая рукой под поясницу тех, кому это необходимо.

Побеждают участники, правильно выполнившие данное упражнение наибольшее количество раз.

2-й вариант.

То же, но играющие должны выполнить задание в течение одной или двух-

шести минут. Время устанавливается в зависимости от продолжительности схватки, которую борцы проводят на соревнованиях по избранному виду борьбы.

3-й вариант (игра в командах).

Играющие делятся на несколько равных по количеству игроков команд, выстраиваются в шеренги за пределами рабочей площади борцовского ковра. Напротив каждой команды на расстоянии шести-восьми шагов от периметра ковра рисуют круг диаметром один метр.

По сигналу тренера игроки, направляющие в своих группах, забегают в малый круг и по 30-40 раз выполняют описанное выше упражнение. Закончив его,

направляющие, имитируя бросок прогибом (или какой-либо другой бросок, заранее определенный руководителем), передвигаются в конец своей шеренги. А игрок, стоящий за ним, продолжает эстафету.

Победу одерживает та команда, которая раньше закончит выполнение задания.

Судьи назначаются из игроков конкурирующих команд. Они следят за правильностью выполнения упражнений.

Если игрок допускает ошибку, он должен повторить неправильно выполненный элемент игры.

Можно провести игру 3-4 раза подряд, после чего подвести итоги.

Если участникам игры раньше не приходилось выполнять подобные упражнения или они не могут проводить их быстро и в большом количестве, то данное задание можно выполнять стоя спиной к гимнастической стенке или с помощью другого участника, который, расположившись сбоку от исполнителя, поддерживает его одной рукой под поясницу, а другой за одноименную руку.

III. Методика применения спортивных игр

на учебно-тренировочном этапе.

В старших возрастных группах содержание игр по трудности максимально приближено к реальным условиям поединка. Поэтому игровые задания в учебно-тренировочных группах усложняются.

Существенным недостатком традиционных методик является строгая регламентация процесса обучения, что не позволяет в достаточной мере индивидуализировать техническое мастерство и воспитать вариативность двигательных навыков. Применение игровых комплексов способствует организации учебных занятий в группах учебно-тренировочной подготовки и позволяет в полной мере оптимизировать учебно-тренировочный процесс. В процессе игры допускается относительно свободный выбор действий для решения поставленных перед учащимися задач. Вместе с тем всегда присутствует элемент соперничества между учениками, стремление к утверждению своего превосходства в том или ином двигательном действии.

Вариативность игровых ситуаций требует активной самостоятельности в выборе наиболее результативных двигательных действий, что способствует развитию творческой инициативы, приближает игру к реальным условиям боевой схватки.

Отсутствие строгой регламентации в характере двигательных действий и нагрузке даёт учащимся возможность использовать для решения возникающих задач те из них, которые, по их мнению, наиболее эффективны. При этом нагрузка, падающая на участника, полностью зависит от его активности, выполняемой в игре функции и некоторых заранее определённых условий (длительности игрового задания, количества участников, содержания игры и т.д.). Во время игр участники используют для достижения успеха не одно двигательное действие, а несколько приёмов в самых различных сочетаниях. Всё это обеспечивает комплексное воздействие на технико0тактическую подготовку борцов.

"Третья точка"

Учебная задача:

Научить умениям выведения из

равновесия.

Игровая задача:

Заставить соперника

коснуться ковра рукой или коленом.

Ход игры:

игроки стоят напротив друг друга на расстоянии одного-двух метров. По команде тренера они начинают толкать, сваливать друг друга для того, чтобы заставить противника коснуться третьей точкой тела, кроме подошв, ковра.

Правила.

Начинать игру можно только после рукопожатия. Нельзя бросать и ударять противника. Нельзя делать болевые захваты.

Оценка.

Выигрывает тот, кто большее количество раз заставит противника коснуться третьей точки ковра.

"Переверни цаплю".

Учебная задача:

Научить устойчиво стоять на одной ноге.

Игровая задача:

Захватить ногу и заставить коснуться рукой ковра.

Ход игры:

Игрок "А" стоит на одной ноге и дает свободно захватить другую ногу игроку "Б". По команде тренера игрок "Б" старается заставить соперника толкая, сваливая, сбивая, коснуться рукой пола игрока "А". Игрок "А" старается сохранить равновесие и остаться в стойке.

Правила.

Начинать игру можно только после рукопожатия.

Нельзя проводить бросков, можно только, зацеплять ногой ногу противника. Нельзя ударять противника и делать болевые захваты. Смена положения происходит по команде учителя.

Оценка.

Выигрывает тот, кто большее количество раз, заставит коснуться ковра соперника.

«Оторви от пола»

Учебная задача:

Научить проводить начало броска

Игровая задача:

Оторвать партнера от пола.

Ход игры:

Противника стоят друг против друга,

и после вхождения в захват, пытаются

Оторвать друг друга от ковра.

Правила. Игра начинается по команде тренера. Нельзя проводить бросков, ударов и болевых захватов.

Оценка.

Побеждает тот, кто большее количество раз, оторвал своего противника от ковра.

Борьба на гимнастической скамейке.

Учебная задача:

Совершенствование захватов.

Игровая задача:

Столкнуть партнёра со скамейки

На борцовском ковре устанавливается гимнастическая скамейка или низкое гимнастическое бревно. Двое играющих заходят на скамейку, повернувшись лицом друг к другу, сгибают руки в локтевых суставах. По сигналу преподавателя игроки толчками друг друга в ладони пытаются вывести противника из равновесия и заставить сойти с бревна.

Спортсмен, выполнивший поставленную задачу, считается победителем данного состязания.

Если оба соперника одновременно потеряют равновесие и упадут со скамейки, то игра повторяется до тех пор, пока один из них не одержит победу.

Варианты:

А) в процессе игры спортсменам разрешается проводить разнообразные захваты;

Б) один из игроков может атаковать, применяя только захваты за ноги, а другой захваты за верхнюю часть туловища и куртку;

В) соперники могут проводить атаки только с применением захватов за ноги;

Г) оба участника игры стремятся в течение определенного времени (одна минута) наступить как можно большее количество раз на ногу своего соперника;

Д) играющие располагаются одноименным боком друг к другу;

Е) играющие располагаются разноименным боком друг к другу;

Ж) играющие располагаются лицом к лицу;

З) один из участников имеет в руке макет ножа;

И) один из участников надевает на руки боксерские перчатки;

К) оба спортсмена имеют в руках макеты ножей или пользуются боксерскими перчатками;

Л) при совершенствовании раздела самозащиты играющим разрешается применять (отталкивать своего противника) толчки ногами;

М) одного спортсмена одновременно атакуют с разных сторон два игрока;

При проведении командных состязаний в данной игре победа присуждается той команде, игроки которой:

1) одержали большее количество побед;

2)затратили для достижения командной победы меньшее количество времени.

Эстафете с гимнастическим матом.

Учебная задача:

Развитие координационных качеств.

Игровая задача:

Выполнить задание раньше команды соперника

Играющие делятся на несколько команд с равным количеством игроков и выстраиваются в колонны перед линией старта. Напротив каждой команды устанавливается поворотный пункт.

1-й вариант.

Направляющий игрок каждой команды получает набивной мяч. По сигналу судьи он, прижав к животу мяч, начинает передвигаться с помощью кувырков вперед до поворотного пункта, обогнув который кувырками же возвращается в конец своей колонны. В это время остальные игроки встают на гимнастический или борцовский мост. Направляющий, прокатив мяч под остальными участника-

ми, передает мяч игроку, который оказывается впереди колонны. Команда заканчивает игру после того, как все ее игроки побывают в роли направляющего.

Побеждает команда, закончившая эстафету раньше других.

Способы передвижения:

А) первую половину пути участник игры передвигается посредством кувырков назад, а вторую - кувырками вперед;

Б) первую половину пути направляющий с мячом в руках передвигается прыжками на одной ноге, а, обогнув поворотный пункт, возвращается уже кувырками вперед;

В) играющие выполняют поставленную задачу три-четыре раза, после чего определяется команда-победительница.

2-й вариант.

Все участники игры, кроме спортсменов, замыкающих колонны, встают на борцовский (гимнастический) мост. А замыкающие переползают под игроками, стоящими на борцовском мосту, после чего, положив направляющих себе на плечи (как при проведении броска мельницей), бегут к поворотному пункту и, обогнув его, возвращаются в конец своей колонны. Направляющие, в свою очередь, повторяют действия замыкающих. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не побывают в роли направляющих. После этого определяется команда-победительница.

Борьба с завязанными глазами.

Учебная задача:

Совершенствование захватов;

Совершенствование освобождения от захватов.

Игровая задача:

Выполнить бросок соперника.

Участники, разделившись по парам в соответствии со своими весовыми категориями, проводят схватку на борцовском ковре.

1-й вариант.

Одному из игроков завязывают глаза повязкой. При этом его соперник обязан подойти к нему и позволить взять захват хотя бы одной рукой. Руководитель игры подает свистком сигнал, и участники начинают бороться.

Причем оцениваются броски, проведенные как игроком с завязанными глазами, так и его соперником. После одной-двух минут игры судья останавливает схватку, и играющие меняются ролями.

Победителем считается спортсмен, набравший наибольшую сумму баллов в течение двух периодов.

2-й вариант .

Повязку на глаза надевают обоим играющим. Судья помогает им найти друг друга. В этом варианте проводится только одна схватка продолжительностью 3 минуты.

3-й вариант.

Оба участника выходят на середину ковра с повязками на глазах. Но один получает задание только атаковать, а другой - защищаться и проводить лишь контратакующие приемы. Проводятся две схватки продолжительностью одна-

две минуты, соответственно после первого периода борцы меняются ролями.

Конкурс чистых бросков.

Учебная задача:

Совершенствование бросков.

Игровая задача:

Выполнить бросок соперника

Игра проводится на борцовском ковре.

Преподаватель приглашает двух борцов на середину ковра и предлагает им выполнить определенный бросок, например “бросок с захватом руки на плечо”.

Один из игроков позволяет своему противнику взять удобный захват и провести заданный бросок. При этом в начале проведения приема спортсмен под номером два, которому проводят бросок, не должен оказывать сопротивления. Но в фазе полета он делает попытку развернуться и приземлиться так, чтобы проведенный бросок был оценен на минимальную оценку, предусмотренную правилами того вида борьбы, по которому проводится данное тренировочное занятие. А участник под номером один старается провести бросок, оцениваемый как «чистая победа». После 10-15 бросков участники меняются ролями и состязание повторяется. Победа присуждается:

1. Игроку, сумевшему провести большее количество чистых бросков;

2. Игроку, набравшему наибольшую сумму призовых оценок.

Варианты:

а) участники игры проводят броски только в левую сторону;

Б) повторяют броски поочередно в левую и в правую стороны;

В) играющие разделяются на три команды.

В состав каждой группы входят спортсмены различных весовых категорий. В начале игры встречаются участники из первой и второй команды, а представители третьей группы оказывают помощь в судействе. Затем выполняют задание игроки из первой и третьей группы. И в заключение встречаются представители второй и третьей команд.

Команда-победительница определяется по вышеизложенным правилам.

IV. Выводы

1 Применение игровой методики в учебно-тренировочном процессе путем включения подвижных игр, отражающих наиболее часто встречающиеся ситуации в спортивных поединках, позволяет:

а) разработать методику обучения технико-тактическим действиям, в которой содержание учебной программы включается в содержание игр;

б) повысить результативность использования тактико-технических действий в спортивных поединках.

2. Введение игровой методики положительно сказывается на эмоциональном настрое занимающихся, что в свою очередь способствует стабилизации контингента и эффективности освоения учебных программ.

3. Применение подвижных игр, близких по структуре к действиям борцов в поединке, позволяет резко изменить структуру взаимодействия технической и специальной физической подготовленности юного борца: все качества приобретают более тесную взаимосвязь и начинают "работать" непосредственно на результативность соревновательной деятельности.

4. Использование подвижных игр в учебно-тренировочном процессе дает положительный эффект в отношении непосредственного влияния на специальную физическую и тактико-техническую подготовленность занимающихся.

5. Игровая методика оказывается достаточно эффективным средством повышения качества тактического мышления и активизации стиля ведения схватки.

6. Применение игровых технологий позволило мне повысить интерес учащихся к занятиям вольной борьбой. Лучше стали спортивные результаты. Мои воспитанники занимают призовые места в первенствах Краснодарского края, России. В 2006 году Картоев Калой занял первое место на первенстве Европы в г. Стамбуле.