Статистические данные о детях сиротах. Социальная защита детей-сирот. Кто такие дети сироты

19 декабря 2019 , Социальная защита детей-сирот Участники обсудили совершенствование законодательства, направленного на профилактику социального сиротства и помощь семьям в трудной жизненной ситуации.

17 декабря 2019 , Социальная защита детей-сирот Брифинг Татьяны Голиковой по завершении совещания об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

6 апреля 2019 , Социальная защита детей-сирот Об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Распоряжение от 6 апреля 2019 года №656-р. Утверждён комплекс мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на 2019–2021 годы.

4 апреля 2019 , Социальная защита детей-сирот Об изменениях в порядке обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Постановление от 4 апреля 2019 года №397. Принятые решения позволят обеспечить единый порядок ведения во всех субъектах Федерации списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жильём, а также позволят наладить эффективное взаимодействие субъектов Федерации по этим вопросам.

1 февраля 2019 , Социальная защита детей-сирот Татьяна Голикова провела заседание Совета по вопросам попечительства в социальной сфере В повестке – совершенствование деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

25 декабря 2018 , Жилищно-коммунальное хозяйство Президент России подписал Федеральный закон, направленный на совершенствование жилищного законодательства Федеральный закон от 25 декабря 2018 года №482-ФЗ. Федеральным законом, в частности, в Жилищный кодекс вносится изменение, которым устанавливается обязанность лиц, оказывающих услуги или выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, размещать в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию о некоторых видах договоров, заключаемых ими с собственниками помещений, осуществляющими непосредственное управление таким домом.

7 декабря 2018 , Социальная защита детей-сирот Об изменениях в типовом договоре найма жилого помещения для детей-сирот Постановление от 29 ноября 2018 года №1436. Типовой договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приведён в соответствие с ранее внесёнными в законодательство изменениями, которыми предусмотрена возможность заключения договора найма жилого помещения на новый пятилетний срок неоднократно в случае необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

11 апреля 2018 , Социальная защита детей-сирот За 6 лет в России численность детей-сирот сократилась более чем в 2 раза.

11 апреля 2018 , Социальная защита детей-сирот Сохраняется положительная динамика по сокращению численности выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, и семейному устройству таких детей. По состоянию на 30 декабря 2017 года в государственном банке данных находились сведения о 50 201 ребёнке. В 2017 году численность детей, состоящих на учёте в государственном банке данных, сократилась на 15,1%.

6 января 2018 , Социальная защита детей-сирот Об упрощении порядка подачи необходимых для усыновления документов Постановление от 30 декабря 2017 года №1716. В целях упрощения порядка подачи гражданами заявлений и документов, необходимых для получения заключений о возможности быть усыновителями, опекунами, попечителями, приёмными родителями или для временного принятия в свои семьи ребёнка, находящегося в организации для детей-сирот, сокращён перечень документов, самостоятельно предоставляемых в органы опеки и попечительства гражданами, желающими стать усыновителями, опекунами, приёмными родителями для детей-сирот. Исключённые из перечня документы будут запрашиваться органом опеки и попечительства у соответствующих уполномоченных органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

27 декабря 2017 , Социальная защита детей-сирот О внесении в Госдуму законопроекта об изменениях в порядке обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Распоряжение от 25 декабря 2017 года №2932-р. Цель законопроекта – совершенствование механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование единой административной практики в сфере обеспечения жилыми помещениями этих категорий граждан и повышение государственных гарантий защиты их жилищных прав. Законопроектом, в частности, предлагается установить единый порядок учёта детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформировать соответствующий региональный список и наделить Правительство России полномочием по установлению такого порядка.

10 ноября 2017 , Семейная политика. Защита детства и воспитание Ольга Голодец провела заседание Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних Основной вопрос повестки - деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4 сентября 2017 , Социальная защита детей-сирот О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатным проездом на период обучения в образовательных организациях Постановление от 2 сентября 2017 года №1066. Утверждены правила, определяющие порядок обеспечения детей-сирот и лиц, потерявших родителей, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счёт средств федерального бюджета, бесплатным проездом на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте, а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учёбы. Установлено, что образовательные организации, в которых обучаются такие дети, должны обеспечивать им бесплатный проезд до завершения обучения.

1

В связи с высокой смертностью населения (32 место в мире в 2017 году), проблема сиротства в России не теряет актуальности. Если раньше этим занимались частные лица и религиозные организации, то с двадцатых годов XX века государство взяло на себя всю полноту заботы о несовершеннолетних.

Необходимо понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

Позвоните прямо сейчас и решите свои вопросы - это быстро и бесплатно!

Статистика в России демонстрирует, что за три последних года, число сирот, чьи данные размещены в федеральной базе данных, сократилось с 87 до 71 тысячи , по итогам 2018 эксперты прогнозируют 57 тысяч детей, которые остались без родителей. Скептики апеллируют к снижению общей численности детей, как таковых. Проводятся реформы интернатов: нежизнеспособные закрываются (30% от общей численности), иные укрупняются и получают большее финансирование (20-25% в зависимости от региона).

Кто такие дети сироты

Определение детей сирот дано в рамках о гарантиях несовершеннолетним, лишившимся родительской заботы, в частности, таковыми признаются лица, у которых погиб один, либо оба родителя. Юридическое применение получили ситуации, когда погибли все родители, либо переживший родитель не может воспитывать ребёнка.

Смежным понятием является категория лиц, у которых родители живы, но , либо осуществили отказ от воспитания (фактически или юридически). Особых различий между категориями нет, за исключением процедуры усыновления, когда необходимо установить обязательность согласия биологических родителей.

Учреждения для сирот действуют в формах устройства:

  1. Системы здравоохранения, например, дом ребёнка. Структурной особенностью является содержание совсем маленьких детей (до 3 лет), за которыми требуется особый, в том числе врачебный уход.
  2. Системы образования. В состав включаются детские дома-школы, интернаты. Дети не только проживают, но и получают общее образование, изредка специальное среднее.
  3. Социальной системы, в частности в случае инвалидности и тяжёлых заболеваний. Сюда же включаются организации временного пребывания.

Наиболее распространённой формой является детский дом, который может иметь весь комплекс жилых, медицинских и образовательных учреждений, реже коррекционных. Иногда дети обучаются в обычной школе, в остальное время находясь в жилых помещения учреждения. Организационные вопросы решаются на основании регламентов РОНО (районный отдел образования), региональных законов. К обучению и воспитанию привлекаются сотрудники центров реабилитации, органов опеки.

Помощь детям сиротам в России

При невозможности осуществления родительской опеки, власть декларирует расширенный перечень гарантий статьями 6-10 159-ФЗ, в частности:

  • упрощенный доступ к подготовительным курсам, в том числе при поступлении в техникум;
  • получение второго высшего без необходимости оплаты обучения (некоторые программы, установленные Правительством);
  • полное государственное обеспечение лица на период обучения в ВУЗах, включая оплату питания, самого обучения, жилья, накладных расходов, включая постинтернатное сопровождение;
  • участие в программах усыновления, например в системе, известной как федеральный банк данных детей сирот;
  • единовременное пособие на покупку книг и расходных материалов для обучения;
  • проживание в интернатах во время каникул в порядке гостевого режима;
  • единоразовая покупка одежды, обуви за счёт средств интерната;
  • академический отпуск в ВУЗе оплачивается, если его назначение произошло по медицинским обстоятельствам;
  • бесплатный проезд к месту обучения и обратно;
  • бесплатные медицинские услуги на уровне полисов ДМС (включая дорогостоящие операции и лекарства);
  • государственные путёвки на лечебный отдых;
  • предоставление жилья детям сиротам вне очереди, если помещение, предназначенное им от родителей, не может быть передано (родители лишены прав), в остальные периоды осуществляется найм за счёт бюджета. Устанавливается льготная оплата коммунальных услуг;
  • судебная защита посредством особого порядка рассмотрения дел, с привлечением территориальных органов опеки;
  • гарантированное трудоустройство, в том числе с предусмотренной профориентацией.

Реализация прав контролируется органами Прокуратуры, поэтому за любое ущемление детей сирот может последовать уголовная ответственность.

Банк данных детей сирот

Государственная система является монополистом, предоставляя часть прав сотрудничающим системам, волонтёрам и фондам, в частности к доступу к собственной базе и реализации иных возможностей, не учтённых в государственной системе. Таким путём пошёл фонд «Измени одну жизнь» видеопаспорта детей сирот в котором собраны со всей России. Данная деятельность не противоречит закону о запрете посредничества, поскольку все юридические процедуры проходят через органы опеки, а фонды лишь информируют граждан, рекламируют понятия приёмных семей и усыновления.

Усыновление/удочерение детей сирот

Процедура усыновления регламентирована Семейным кодексом (), является наиболее распространённой формой безвозмездного (без регулярных выплат) возвращения детей в семьи (64% ). Законом установлены требования к лицам, желающим выступить усыновителем:

  1. Достаточный уровень моральных качеств, включая положительную характеристику в обществе, на рабочем месте.
  2. Финансовое положение, позволяющее содержать ребёнка, но и не ущемляющее прав родных детей.
  3. Жилищное положение.
  4. Совершеннолетие (только после 18 лет) и дееспособность.
  5. Физическое и психическое здоровье, включая достаточный возраст (оптимальный не менее 16 лет разницы, но не более пенсионного).
  6. Отсутствие алкоголизма и наркомании.
  7. В случае наличия, положительный опыт воспитания собственных детей (не допускаются лишённые родительских прав), отсутствие предыдущих неудачных усыновлений и установления опеки.

Усыновление по новому закону не доступно иностранцам, в странах которых разрешены однополые браки, равно как и гражданам США (с 2013 года). Усыновление иностранцами устанавливается только в случаях, когда в России возможностей для воспитания ребёнка нет (например, при тяжёлых заболеваниях).

Пошаговая инструкция:

  1. Подача документов в органы опеки.
  2. Знакомство с детьми (заочное может быть ещё до подачи документов).
  3. Рассмотрение дела в суде с привлечением опеки и прокурора.
  4. Передача и ребёнка в семью.

Для оформления усыновления необходимо предоставить:

  • заявление (в том числе в суд). Посмотреть и скачать можно здесь: ;
  • заключение опеки;
  • медицинскую справку о прохождении диспансеризации;
  • документ о браке: ;
  • справку с работы и 2НДФЛ;
  • автобиографию.

Опека и попечительство

Опека и попечительство устанавливаются, как альтернатива (зачастую, возмездная, по договору о ) процедуре усыновления, в тех случаях, когда граждане не желают получать всю полноту прав и обязанностей в отношении сироты. Алиментных и наследственных прав в отношениях воспитателя и воспитываемого не устанавливается.

Приоритетное право стать опекуном передаётся родственникам ребёнка, реже — третьим лицам.

Стать опекуном могут:

  1. Дееспособные, психически и физически полноценные лица, достигшие совершеннолетия.
  2. Обладающие достаточным уровнем обеспеченности деньгами и жильём.
  3. Определённые , как подходящие ребёнку.
  4. Способные воспитывать и обучать несовершеннолетнего, мотивировать его к развитию.
  5. Не страдающие алкоголизмом (не употребляющие наркотики).
  6. Не имеющие судимости.

Опекунам передаётся достаточный перечень прав и льгот, чтобы иметь возможность воспитывать ребёнка и защищать его права в суде. Опекун владеет собственностью ребёнка, защищает его безопасность, жизнь и здоровье, получая при этом родительские права (возможность воспитывать, общаться, совместно проживать).

Заключение

Государство прикладывает усилия к снижению социальной пропасти между детьми в семьях и сиротами, реализуя комплекс мер, часто совместно с фондами, включая снижение проблем адаптации, повышение социализации. Основным законом является Семейный кодекс, но часть норм установлена дополнительными гарантиями в федеральном законодательстве:

  1. Широкомасштабные меры психолого-педагогической поддержки, включая образовательную, медицинскую и социальную сферу.
  2. Допустимость участия некоммерческих организаций, таких как банк данных детей сирот «Дети ждут» , к пользованию данными федеральных систем.
  3. Существование различных порядков устройства сирот в семьи, включая усыновление, опеку или приёмные семьи.
  4. Большое количество государственных институтов поддержки, помощи и содержания детей.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по детям сиротам

Вопрос: Я являюсь сиротой и планирую по окончании школы поступать в высшее учебное заведение. Какие формы обучения я могу выбрать? Могу ли учиться заочно или на платном отделении, но бесплатно? Какие гарантии государство мне предоставит? Антон.

Ответ: Антон, лица, имеющие статус детей сирот, во многих жизненных ситуациях имеют право на пользование бесплатными государственными услугами, а также образованием в учреждениях, имеющих соответствующую лицензию. Следует обратить внимание на 159-ФЗ, устанавливающий дополнительные гарантии детям сиротам, в том числе после окончания постоянного проживания в доме-интернате.

Согласно законодательству, единственным критерием доступности обучения для сирот является успешная сдача вступительных экзаменов. Все дальнейшее обучение, в том числе проживание, питание, медицинское обслуживание и оплату обучения в высшем (или среднем специальном) учебном заведении, государство проводит за свой счёт (статья 6 159-ФЗ). Аналогичное право даётся на обучение по подготовительным программам к поступлению, иным образовательным мероприятиям. Форма обучения роли не играет.

Если на летние каникулы потребуется освободить общежитие учебного заведения, жильё будет предоставлено в рамках интерната. Более того, по достижении 18 лет вопросы в жилье и вовсе отпадут — сироты обеспечиваются жилплощадью во внеочередном порядке.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов.

«У нас некого снимать! Детей-сирот практически не осталось!» – это своеобразный шифр, который в разговорах со мной все чаще стали использовать сотрудники органов опеки и попечительства, то есть люди, чья работа – устраивать детей-сирот в приемные семьи. Шифр этот означает, что в какой-то области, районе или городе нашей страны почти не осталось детей-сирот, чьи видеоанкеты я могу снимать. Не могу, к счастью и к несчастью – одновременно.

Я работаю в благотворительном , наша цель – помогать ребятам, живущим в детском доме, найти дом настоящий, найти родителей, семью. Главным образом мы помогаем детям, снимая про них видеоанкеты. Каждая анкета – короткое видео на полторы минуты, где мы стараемся показать индивидуальность ребенка, рассказывая о его увлечениях и желаниях, особенностях характера, достижениях, мечтах.

Такие видео – шанс для детдомовских ребят быть замеченным потенциальным приемным родителем. За четыре года существования нашего фонда из 24 000 детей, чьи анкеты мы создали, этот шанс сработал для 7 000 – стольких ребят мамы и папы забрали в итоге из детских домов.

Я рассказываю все это, чтобы объяснить, что к счастью и к несчастью, стало теперь происходить с детьми-сиротами и нашей возможностью им помогать.

Екатерина Лебедева

Итак, каждый год министерство образования России рапортует о том, как сильно сокращается количество детей-сирот в детских домах. Цифры действительно впечатляют: если на начало 2014-го года в российских детдомах жили около 106 000 детей, то в 2015-м году их стало уже 87 000. Официальной статистики на начало этого года пока нет, но, по примерным подсчетам, ребят в детдомах теперь около 70 000.

Все это говорит о том, что работы у нашего фонда в какой-то степени стало меньше, ведь снимать анкеты нам теперь нужно меньше – и это, к счастью. Это действительно прекрасная новость. В каком-то смысле уменьшение количества детей в детских домах – победа для всех нас, победа нашего (простите за пафос) общества.

Но есть в этих цифрах статистики и свое «к несчастью». Детей в детдомах по-прежнему десятки тысяч, так почему же, по словам многих сотрудников органов опеки, трудно найти кого-то для съемки анкет?

Во-первых, как ни странно это звучит, причина в самих детях. Голубоглазые белокурые малыши и малышки, ждущие, когда же мамы и папы, наконец, заберут их из детского дома, – миф. Детей дошкольного возраста давно разобрали в приемные семьи (опять же, к счастью), в детдомах их практически не осталось. Остались подростки 10-16 лет и дети со сложными физическими и ментальными заболеваниями. Их устраивать в семьи трудно. Объективно трудно.

Но есть и другая беда, которая выходит за рамки цифр официальной статистики, которую вообще никакой статистикой, похоже, не измеряют или, по крайней мере, никто эту статистику официально не публикует. Речь о «родительских» детях.

«Родительские» – это такие мальчики и девочки, у которых есть мамы и папы либо другие родственники, но они по самым разным причинам не могут или не хотят забирать детей домой. При этом юридически родители не отказываются от своих детей, они «просто» сдают их в детские дома, написав соответствующее заявление.

Такая «процедура» разрешена законом уже давно, но, по моим личным ощущениям и наблюдениям, а также по моей информации от многих общественников и волонтеров, в последние несколько месяцев «родительских» детей в детдомах стало больше.

Может, дело в кризисе, из-за которого у людей элементарно перестало хватать денег на содержание своих детей. А может, чиновники просто не хотят портить красивых цифр, доказывающих, что число сирот снизилось, и потому каким-то образом продлевают детям статус «родительских» – ведь такие дети не попадают ни в одну статистику.

Как бы то ни было, получается, что дети в детских домах есть, а снимать анкеты про многих из них нельзя, искать для них приемные семьи нельзя тоже. Такой парадокс. Законодательная ловушка. Сколько детей в эту ловушку попадает – десятки, сотни или тысячи – неизвестно. И когда родные мамы и папы этих детей заберут их домой (если вообще заберут), тоже неизвестно.

Как сообщалось ранее (см. ), в свет вышел отчет о проверке деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти РФ по выполнению программы «Дети-сироты». Мы приводим наиболее важную, на наш взгляд, информацию из этого документа.
Растет число детей, оставшихся без попечения родителей: если в 1994 году их было учтено 496,3 тысячи, то на 1 января 2003 – 867,8 тысячи. При этом лишь 10% из них стали сиротами вследствие смерти или инвалидности родителей, остальные – социальные сироты.
Основная причина этого — тяжелая ситуация в семьях. Ежегодно увеличивается число родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Только в 2003 году 32,6 тыс.родителей были лишены родительских прав, более 168,8 тыс.родителей привлечены к административной ответственности, против родителей заведено 9 тыс. уголовных дел.
Ежегодно выявляется более 120 тысяч детей, которые бродяжничают, приобщаются к употреблению спиртных напитков и наркотических веществ, становятся участниками преступлений. В 2003 году привлечено к уголовной ответственности 145,5 тыс. несовершеннолетних, из которых 50,9% учатся в школе или училищах. На учете в органах внутренних дел состоит 362,4 тыс.подростков, из них 6,3 тыс. не умеют читать и писать.
Над детьми, оказавшимися без попечения родителей, не всегда своевременно устанавливается опека. По данным МВД России, в 2003 году 5,2 тыс.детей, лишенных родительского попечения и состоящих на учете в милиции, не имели опекунов, и поэтому они были вынуждены проживать в крайне неблагополучной обстановке.
Ситуация усугубляется плачевным материальным положением многих семей. По данным Госкомстата России, 17 млн.детей, или 56%, воспитываются в семьях, где доход на человека ниже регионального прожиточного минимума.
Около 18% органов местного самоуправления не имеют специалистов по охране прав детей, в 32% из них не соблюдается норматив соотношения количества этих специалистов к числу детей. В Амурской области на 9 тыс. детей Ивановского района предусмотрен только 1 специалист, при этом в состав района входит 33 населенных пункта, расположенных от районного центра на удалении от 7 до 60 км, а в Зейском районе расстояния составляют от 4 до 370 км. В г. Кинешма Ивановской области на 19,1 тыс. детей предусмотрено только 2 специалиста, в Республике Мордовия на 200,5 тыс.детей приходится 30 работников при нормативе 40 человек.
В ходе проверки был сделан вывод о необходимости создания службы, состоящей из юристов, педагогов, психологов, уполномоченных через систему патронатного воспитания устраивать сирот в семью. Десятилетний опыт детского дома № 19 г.Москвы показал эффективность такой работы — в семьи удается пристроить основную часть выявляемых в городе сирот, сократить число детей в интернатах и тем самым сэкономить 35% средств, выделяемых на их содержание.
Каждый пятый ребенок в России, оставшийся без родительского попечения, живет в интернате. На начало 2003 года в стране насчитывалось 2740 школ и училищ для сирот, из которых многие переполнены: в них содержится более 270 тыс. детей. Только за прошедший год число детей в них выросло на 36 тысяч.
В 2003 году на строительство и ремонт интернатов было направлено 340,1 млн рублей, т.е. 88% средств, выделенных из бюджета на программу «Дети-сироты». Тем не менее, в прошлом году из 15 объектов, запланированных к сдаче в эксплуатацию, ни один не был готов. Несмотря на это, на 2004 год в программу дополнительно включено 7 объектов с объемом финансирования 30 млн рублей, а остаток сметной стоимости на 01.01.2004 составлял 64,3 млн.рублей. Регионы в среднем профинансировали строительство новых интернатов только на 21%. При этом 28 регионов вообще не выделили средств (Белгородская, Ивановская, Калужская, Курская, Тверская, Псковская, Волгоградская, Кировская области и другие).
Многих сирот не размещают в детские дома в предусмотренный законодательством срок из-за отсутствия мест. Дети подолгу (временами по 4-6 лет) живут в приютах, рассчитанных на временное пребывание. Так, из 456 детей, находящихся в приютах Амурской области, каждый второй живет там более полугода, а 4 ребенка – более 5 лет.
Более 40% зданий интернатов требуют капитального ремонта, 2,7% –находятся в аварийном состоянии, 4,8% – не имеют центрального отопления, 5,6% – канализации.
Из-за хронического недофинансирования воспитанники многих интернатов не вовремя получают новую одежду и обувь, игрушки, литературу. Менее 50% необходимых денежных средств было выделено Бежецкой школе-интернату Тверской области на приобретение одежды, хозяйственных товаров и медикаментов. В Куртамышском специализированном Доме ребенка Курганской области дети обеспечены демисезонными пальто лишь на 48%, другой одеждой – на 40 процентов.
Недостаточное финансирование не позволяет обеспечить полноценное питание. При средней по России норме питания на одного ребенка в день в размере 65,5 рубля в Ивановской области она составляла 53,2 рубля, а фактические расходы на питание в ряде районов были еще ниже. Так, в Ивановском коррекционном детдоме – на питание ребенка в среднем тратят 39,4 рубля, в Чернецкой коррекционной школе-интернате – 47,34 рубля, в Шуйском детском доме – 25,14 рубля. В приюте «Надежда» Кемеровской области в рационе воспитанников не было творога, сыра, сметаны, дети получали сок и яблоки только два раза в год. В коррекционной школе-интернате Великоустюгского района Вологодской области детей кормили некачественными продуктами.
По данным Всероссийской диспансеризации, в домах ребенка признаны здоровыми только 15,2%, в детских домах – 22,5%, в детских домах-интернатах – 13,8% детей. В 30 субъектах Российской Федерации смертность детей в домах ребенка превышает средний по стране показатель. Число детей-инвалидов, живущих в интернатах, увеличивается, однако их реабилитация обычно ограничивается физиотерапевтическими процедурами и оказанием медицинской помощи.
Во многих школах для сирот не выполняются требования пожарной безопасности. В Москве эти правила не соблюдаются в 22 детских домах. По результатам проверки руководителям 12 детских домов вручены предписания об устранении недостатков, восемь человек привлечены к административной ответственности. Подобные нарушения выявлены во многих учреждениях республик Татарстан и Мордовия, Амурской, Архангельской, Рязанской, Самарской, Тверской, Ульяновской областей и других.
Часть приобретенного в рамках программы оборудования для интернатов не используется. Поставленный в Отъясскую коррекционную школу-интернат Ивановской области класс трудовой реабилитации и профессионального обучения автоделу стоимостью 67,9 тыс. рублей находится на складе в упакованном виде из-за отсутствия необходимого помещения. В детском доме № 15 с. Константиновка Амурской области класс трудовой реабилитации и профессионального обучения парикмахерскому делу стоимостью 94,7 тыс. рублей не используется в связи с отсутствием специалиста.
В настоящее время в обеспечении жильем нуждаются около 14 тысяч детей-сирот. Выпускники, которым в срок не выдали квартиры, продолжают жить в интернатах или становиться лицами без определенного места жительства. Особенно остро стоит проблема выделения жилплощади в селах. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Республике Калмыкия, Кемеровской, Курской, Саратовской, Новосибирской, Ивановской областях. В последующие два года количество выпускников детдомов, у которых нет жилья, увеличится на 13 тыс.человек. Например, в Республике Хакасия в очереди на получение жилья стоят выпускники 1989 года, а в Орловской области – 1997 года.
Ежегодно около 40% вновь выявленных детей-сирот передается под опеку или попечительство. При этом на местах приемные семьи не всегда получают средства, положенные на опекаемых детей, в полном объеме. В Ивановской области на 2003 год опекунское пособие было установлено в размере 1000 рублей, однако руководители администраций городов и районов умышленно уменьшали его размеры. В сельских районах Удмуртской Республики установленные размеры пособий на детей, находящихся под опекой, составляли в среднем от 700 до 1000 рублей в месяц при среднереспубликанском расчете – 1600 рублей. В течение последних трех лет работниками прокуратуры Амурской области в защиту прав опекаемых детей направлено в суды области 1025 заявлений в связи с занижением суммы пособий на общую сумму 7 млн.рублей. В Республике Ингушетия задолженность по выплате опекунских пособий в 2003 году составила 36 млн.рублей, Республике Карелия – 8,4 млн.рублей.

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство .

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, - сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Гриша четвертый ребенок у Сахаи Ивановой. Когда малышу исполнилось четыре месяца, выяснилось, что он тяжело болен. По месту жительства в Якутске диагноз поставить не удалось. Но удалось направить в Москву во всемирно известный Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Димы Рогачева.