Система государственной статистики в российской федерации. В настоящее время термин «статистика» употребляется в нескольких значениях

Изучением экономического и социального развития страны, отдельных ее регионов, отраслей, объединений, фирм, предприятий занимаются специально созданные для этого органы, совокупность которых называется статистической службой .

Организация государственной статистики в стране, ее задачи видоизменялись в соответствии с изменением органов государственного управления, их функций, с учетом особенностей развития экономики и социальной жизни общества.

Первый государственный статистический орган России был создан в 1811 г. при департаменте полиции. Статистическое отделение сводило отчеты губернаторов и вело демографическую статистику. Органов для сбора первичной информации не существовало, отчеты губернаторов основывались на донесениях полицейских чиновников, церковных записях о рождениях, смертях, браках т.п. В 1834 г. было образовано статистическое отделение при Министерстве внутренних дел; в 1852 г. оно было преобразовано в Статистический комитет, а спустя пять лет в 1857 г. – в Центральный статистический комитет (ЦСК) при Министерстве внутренних дел. Разработка методологии статистических исследований возлагалась на статистический совет при этом министерстве. В качестве местных органов правительственной статистики работали губернские статистические комитеты, а в 70-х годах были созданы земские статистические бюро. Земская статистика дала много ценного для совершенствования статистической практики и науки.

Правительственная статистика в России провела несколько крупных работ: в 1897 г. была проведена первая в России перепись населения, промышленные переписи 1908 и 1913 г., сельскохозяйственные переписи 1916 и 1917 гг.

После революции 1917 г. (25 июля 1918 г.) правительством было принято положение о государственной статистике, в соответствии с которым был создан высший орган государственной статистики – Центральное статистическое управление (ЦСУ). На базе бывших статистических органов земств, губернских статистических комитетов на местах были созданы губернские, уездные и городские бюро и отделы. В основу создания органов государственной статистики этим документом был положен принцип централизованного руководства статистикой на базе единства ее организации и методологии.

В последующие годы организация статистики претерпела ряд изменений, так в 1930 г. ЦСУ было передано в ведение Госплана СССР и в 1931 г. переименовано в Центральное управление народнохозяйственного учета (ЦУНХУ) при Госплане СССР. Это слияние органов статистики и планирования объяснялось необходимостью укрепления планового начала в управлении хозяйством страны. В 1932 г. создается сеть районных и городских инспекций, ведающих учетом и статистикой на территории района, города. В 1941 г. ЦУНХУ было переименовано в Центральное статистическое управление Госплана СССР.

В 1948 г. была проведена следующая крупная реорганизация органов статистики, когда Центральное статистическое управление Госплана СССР было переименовано в Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР, а в 1978 г. – в Центральное статистическое управление СССР.

В настоящее время главным учетно-статистическим центром в стране является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России). Он выполняет руководство российской статистикой в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти.

Госкомстат Российской Федерации, его органы в республиках, краях, областях, автономных областях и округах, в городах Москве и Санкт-Петербурге, других городах и районах, а также подведомственные им организации, учреждения и учебные заведения составляют единую систему государственной статистики страны.

Формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей, установленные Госкомстатом, являются статистическими стандартами Российской Федерации. В основе деятельности Госкомстата лежат федеральные статистические программы, которые финансируются из госбюджета. Все остальные исследования ведутся за счет средств заказчиков.

Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике (Госкомстате России) было утверждено Постановлением № 834 Правительства РФ от 9 июля 1994 г.

В соответствии с Положением основными задачами Госкомстата России являются:

Предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, Федеральному собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, общественности, международным организациям;

Разработка научно обоснованной статистической методо­логии, соответствующей потребностям общества на современном этапе и международным стандартам;

Координация статистической деятельности в государстве;

Разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов, проведение необходимых балансовых расчетов;

Гарантирование полноты и научной обоснованности официальной статистической информации, обеспечение равного доступа к ее изучению всем пользователям.

Основные функции Госкомстата России :

Организует проведение государственных статистических наблюдений по разработанным им или согласованным с ним программам, формам и методикам;

Обеспечивает функционирование ЕГРПО (Единого государственного регистра предприятий и организаций);

Обеспечивает сбор, обработку, хранение и защиту статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайны, необходимую конфиденциальность данных (конфиденциальный - секретный, доверительный);

Сопоставляет основные социально-экономические показатели России с аналогичными показателями других стран, совместно с Центробанком составляет платежный баланс страны;

Проводит единую техническую политику в области сбора, обработки и передачи статистической информации, в разработке и формировании федеральных программ по вопросам, порученным Госкомстату;

Определяет в рамках выделенных средств перечень важнейших научно-исследовательских работ;

Созывает в установленном порядке совещания по вопросам, входящим в компетенцию Госкомстата (т. е. в круг его полномочий и прав);

Вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства в области статистики.

Во главе Госкомстата стоит председатель, который несет персональную ответственность за выполнение комитетом его задач и функций. Председатель Госкомстата является одновременно председателем его коллегии, в состав которой входят также заместители председателя и другие руководящие работники Госкомстата. Коллегия рассматривает вопросы, связанные с выполнением Госкомстатом возложенных на него функций. Решения коллегии оформляются в виде постановлений и приказов председателя Госкомстата.

В Госкомстате работают научно-методологический совет, экспертные советы, временные творческие коллективы и т. п. В их задачи входит совершенствование системы показателей, программ обследований и учетов, методологии расчетов.

Госкомстат руководит работой территориальных органов государственной статистики, в ведении которых находится статистическая деятельность на соответствующих территориях, и которые обеспечивают предоставление официальной статистической информации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Госкомстат России имеет право :

Получать государственную отчетность (в том числе и составляющую коммерческую тайну);

Получать необходимые данные и материалы на любой стадии их разработки;

Получать от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, от всех юридических и других хозяйствующих субъектов пояснения к представляемой отчетности (бесплатно в рамках установленных объемов и сроков);

Издавать обязательные для них постановления и инструкции по вопросам статистики;

Осуществлять контроль за юридическими и другими хозяйствующими субъектами по выполнению законов Российской Федерации, решений Президента и Правительства по вопросам статистики и в случае нарушений в представлении статистической отчетности налагать административные взыскания;

Заключать договоры о сотрудничестве со статистическими ведомствами других государств, а также международными статистическими и иными органами по вопросам статистики;

Формировать федеральные программы по статистике и статистическим исследованиям;

Определять перечень важнейших научно-исследовательских работ по вопросам статистики.

В связи с переходом на принятую в международной практике систему учета и статистики в России создан и функционирует Единый государственный реестр (регистр) предприятий, организаций, учреждений и объединений (ЕГРПО). Цель его создания – обеспечение единого государственного учета предприятий и организаций, формирование информационного фонда.

Информационный фонд содержит четыре раздела:

1) идентификационный - регистрационный код объекта, являющийся уникальным для всего информационного пространства России;

2) классификационный – сведения об отраслевой, территориальной принадлежности субъекта, его подчиненности, виде собственности, организационной форме;

3) справочный – фамилия руководителя, адрес объекта, номера телефонов, факсов т.д.; сведения об учредителях;

4) экономический – показатели, характеризующие субъект (среднесписочная численность работников, стоимость основных средств, уставный фонд, балансовая прибыль и др.).

Первые три раздела реестра заполняются в процессе государственной регистрации; источником формирования четвертого раздела является квартальная и годовая отчетность, представляемая в региональные органы статистики. В соответствии с Законом Российской Федерации « Об ответственности за порядок представления государственной статистической отчетности» руководители предприятий и другие должностные лица, подписывающие отчет, несут административную ответственность за непредставление отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажение данных или нарушение сроков представления отчетов.

Держателем ЕГРПО является Госкомстат России, держателями республиканских, краевых, областных, городских уровней Реестра являются соответствующие органы государственной статистики. Госкомстат обеспечивает методическое руководство, координацию и контроль за государственным учетом юридических лиц и ведением ЕГРПО, определяет состав и источники получения экономических показателей, методологию их исчисления и формирования результативной информации. Пользователями ЕГРПО могут быть любые юридические и физические лица, заинтересованные в информации.

Наряду с общегосударственной статистикой существует ведомственная статистика , ведущаяся на предприятиях, в объединениях, ведомствах, министерствах. Ведомственная статистика выполняет работы, связанные с получением, обработкой и анализом статистической информации, необходимой для руководства и планирования их деятельности.

Значение ведомственной статистики в настоящее время значительно возросло. Развитие рыночной экономики повлекло за собой самостоятельность предприятий и полную ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности, что требует более глубокого анализа экономических процессов, проходящих на предприятиях. Такой анализ нуждается в обширной статистической информации, которая может быть получена не только на основе первичного учета, ведущегося на предприятиях, но и дополнительно путем специальных обследований, использования нормативных и информационных материалов, в частности информации ЕГРПО.

Главная задача ведомственной статистики заключается в обеспечении информацией, характеризующей выполнение внутрипроизводственных планов, наличие внутренних резервов увеличения выпуска продукции, улучшения использования производственного потенциала.

Предоставление статистической информации - главная задача органов госу­дарственной статистики, информация является продукцией их деятельности. Как любая продукция, она имеет стоимость. Особенно дорогостоящей является информация, получение которой выходит за пределы программы работы государственной статистики.

Структура органов государственной статистики соответствует административно-территориальному делению страны. В автономных республиках, в краях и областях, а также в Москве и Санкт-Петербурге работают комитеты по статистике. Низовым звеном являются отделы государственной статистики, которые имеются в административных районах краев и областей, крупных городов.

Местные статистические органы издают региональные статистические сборники. Например, Петербургкомстат издает сборник «Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 200Х году»; Комитет по статистике г. Москвы - сборник «Москва в цифрах» и т. д. Издаются и специализированные статистические сборники по отдельным отраслям экономики, социальной статистике, статистике населения и т. д. Однако тираж их, как правило, небольшой, поэтому сборники малодоступны неспециалистам.

Основные функции всех статистических органов - это сбор, обработка, анализ и представление данных в удобном для пользователя виде. Статистические службы должны оперативно предоставлять информацию (органам управления), осуществлять обмен информацией с Центральным банком РФ и его органами на местах, Министерством финансов РФ и его местными органам, Минимуществом РФ и его службами, Министерством труда и социального развития России и т. д.

Все статистические органы, кроме райинспектур, имеют внутреннюю структуру: отделы (а в Госкомстате РФ - управления) статистики предприятий, сельского хозяйства, капитального строительства и т.д. Государственная статистика призвана отражать комплексность развития народного хозяйства страны и отдельных регионов, взаимосвязи между территориями. Эти функции выполняют отделы (управления) балансовых работ и системы национальных счетов, статистики финансов, сводный отдел.

Оперативность и качество статистических работ зависят от развития технологии сбора, передачи, обработки и хранения информации. Областные, краевые и республиканские управления и комитеты по статистике имеют вычислительные центры. Мощный вычислительный центр имеет Госкомстат РФ (ГВЦ РФ). Все большее значение приобретают локальные вычислительные сети, связывающие банки данных статистических служб, других держателей региональной и федеральной" информации. Государственный комитет по статистике РФ входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.

Госкомстат РФ является методологическим и организационным центром работы всех служб государственной статистики. В его структуре имеется Управление методологии статистических работ. Здесь разрабатываются федеральный план статистических работ на год и перспективу, методология расчета статистических показателей, сбора и разработки статистических данных.

Большую роль в методологической работе играет Научно-исследовательский институт статистики Госкомстата РФ. В этой работе принимает участие и Научно-методологический совет Госкомстата РФ, который объединяет ведущих работников государственной статистики и представителей экономической и статистической науки.

В последние годы методологическая работа Госкомстата РФ направлена на внедрение интегрированной системы учета и статистики, соответствующей меж­дународным стандартам, прежде всего на разработку системы национальных счетов Российской Федерации, позволяющей исследовать формирование основных пропорций экономики и рассчитывать важнейшие макроэкономические показатели, используемые в международной практике, а также на измерение инфляции и уровня жизни. Эта работа ведется при участии международных статистических организаций и национальных статистических служб развитых стран. Широко распространились международные связи между национальными статистическими службами и на региональном уровне.

Госкомстатом РФ издаются следующие официальные статистические сборники: «Российский статистический ежегодник» и краткий сборник «Россия в цифрах»; демографический ежегодник; двухтомное издание «Регионы России»; тематические сборники, содержащие данные социальной статистики, сведения об уровне и динамике цен, промышленности, макроэкономических показателях и т.д. Все издания Госкомстата выходят как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Много информации размещается на сайте Госкомстата России: http://www.gks.ru.

Международная статистика

Организация международной статистики осуществляется статистическими службами Организации Объединенных Наций (ООН), ее специализированных учреждений: Международная организация труда (МОТ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), и других международных организаций (Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейский союз (ЕС), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк и т.д. Деятельность статистических служб этих организаций включает разработку международных стандартов, обеспечивающих сравнимость статистических показателей разных стран, осуществление международных сопоставлений, публикацию данных по группам стран, регионам и миру в целом. Зарубежные зональные и международные статистические публикации, а также и отечественные, можно подразделить на сводные, включающие данные по всем разделам статистики, и специализированные, включающие данные по какой-либо одной отрасли (например, по финансовой, демографической, сельскохозяйственной и другой статистике). Из сводных изданий важнейшим является ежегодник ООН - Statistical Yearbook. Научным международным центром в области статистики является Международный статистический институт (ISI), созданный в 1885 г. Конференции МСИ проводятся регулярно раз в два года. Важной особенностью этой организации является то, что она включает в себя в качестве самостоятельных подразделений структуры, связанные с разработкой статистического метода, информационной поддержкой статистики, преподаванием статистических дисциплин, а также развитием официальной статистики и международных сопоставлений.

Существенный вклад в интегрирование российской статистики в международную статистику внес Евростат. Началом работы Евростата можно считать 1952 г., но само название «Евростат» появилось лишь в 1972 г. В обязанности этой международной статистической организации входят разработка классификаций, взаимоотношения с национальными статистическими службами и международные сопоставления. Разработанные Евростатом классификации позволили гармонизировать классификации, принятые национальными статистическими службами, и разработать стандартные методы статистических исследований.

С декабря 1952 г. Евростат начал регулярную публикацию статистических бюл­летеней и сборников. Деятельность Евростата развивается и совершенствуется с развитием Европейского сообщества. Значительным вкладом явилась разработка системы национальных счетов в 1960-е годы. В 1968 г. было опубликовано первое издание Европейской системы объединенных экономических счетов. В этот же период была начата работа по унификации методики построения индексов потребительских цен. В плане международных сравнений Евростатом были выполнены исследования по измерению паритета покупательной способности. К этому же периоду относятся построения энергетических балансов. Благодаря деятельности Евростата создалась основа для разработки межнациональных соглашений по тарифам и внешней торговле В 1965 г. было осуществлено первое исследование структуры сельского хозяйства и его эффективности в странах - членах сообщества. С 1962 г. издается ежегодник статистики промышленности, содержащий детальные показатели производства и потребления промышленности европейских стран. Большое внимание уделяется сравнению заработной платы в разных странах, а также сравнению численности и структуры всего населения и его экономически активной части.

В настоящее время Евростат - это мощная организация, насчитывающая свыше 600 человек - высококвалифицированных представителей разных европейских стран. При Евростате имеется учебный центр. Вся информация, подготовленная Евростатом, учитывается при принятии решений Советом Европы как в социальной сфере, так и в управлении денежно-кредитной и макроэкономической политикой. Системы статистических показателей, разработанные Евростатом, постоянно используются для оценок занятости, трудовой миграции, обучения, здоровья и состояния окружающей среды.

Координация деятельности статистических служб стран-членов СНГ осу­ществляется созданным в 1992 г. Статистическим комитетом Содружества Независимых Государств. Публикуются статистические сборники по странам СНГ и другим государствам ближнего зарубежья.

Резюме

Статистика включает в себя сферу человеческой деятельности, связанную со сбором, обработкой и представлением массовых данных. Кроме того, статистика - это область научных знаний об особенностях статистического метода. Наконец, статистика - это массовые данные.

Статистика зародилась во второй половине XVIII в. в трудах представителей политической арифметики (Англия) и описательной школы (Германия). В России зарождение официальной статистики относится к Петровской эпохе, но подлинная государственная статистика сформировалась к 1853 г. Государственная статистика организована по административно-территориальному принципу и зависит от структуры управления. Новые задачи возникают перед статистикой в связи с деятельностью муниципальных образований и ее информационным обеспечением.

Современный этап развития отечественной статистики начался с 1992 г. - с внедрения международных показателей и международных стандартов статистических работ. Большое значение в этом процессе сыграли контакты Госкомстата России с международными статистическими организациями - прежде всего со статистическими организациями ООН, Евростатом, а также с МВФ и Всемирным банком.

Контрольные вопросы и задания

1. Чем вызвана потребность в статистике?

2. Когда возникла школа политической арифметики и в чем ее особенность?

3. В чем значение описательной школы статистики?

4. Когда были предприняты первые попытки формирования государственной статистики в России?

5. Можно ли говорить о наличии централизованной системы государственной статистики в России? Каковы признаки централизованной системы государственной статистики?

6. Каково значение земской статистики?

7. Как влияет на развитие статистики разработка статистических прикладных программ для ПК?

8. Какие этапы можно выделить в развитии отечественной статистики?

9. Как организована официальная статистика в России?

10. Какие международные организации оказывают помощь государственной статистике России в переходе на международную систему статистики и учета?

Введение 3
1. Задачи государственной статистики в Российской Федерации 5
2. Основные направления реформирования государственной статистики в Российской Федерации 11
Заключение 16
Список литературы 17

Введение

В современном обществе важную роль в механизме управления экономикой выполняет статистика. Она осуществляет сбор, научную обработку, обобщение и анализ информации, характеризующей развитие экономики страны, культуры и уровня жизни населения. В результате предоставляется возможность выявления взаимосвязей в экономике, изучения динамики ее развития, проведения международных сопоставлений и в конечном итоге - принятия эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях.
Поэтому в системе экономического образования особое место отводится изучению статистики - базовой научной дисциплины, формирующей профессиональный уровень современного экономиста.
В настоящее время, в условиях перехода к рыночным отношениям перед наукой встает принципиально новая задача - реформирование общеметодологических и организационных основ статистики, а также приведение ее в соответствие с международными правилами. Успешное выполнение этой задачи требует дальнейшего улучшения качества подготовки специалистов высшей квалификации, которые позволят создать эффективную систему государственной статистики в Российской Федерации, которая бы отвечала требованиям рыночного хозяйства.
Целью работы является анализ особенностей организации государственной статистики в РФ.
Объект работы – система государственной статистики в РФ.
Предмет работы – понятие, сущность и особенности организации государственной статистики в РФ.
Цель и задачи работы обусловили постановку следующих целей:
1) проанализировать понятие, сущность и задачи государственной статистики в РФ.
2) определить направления реформирования государственной статистики в Российской Федерации.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка литературы.

1. Задачи государственной статистики в Российской Федерации

Предоставление статистической информации - главная задача органов государственной статистики, информация является продукцией их деятельности. Как любая продукция, она имеет стоимость. Особенно дорогостоящей является информация, получение которой выходит за пределы программы работы государственной статистики.

Местные статистические органы издают региональные статистические сборники. Например, Петербургкомстат издает ежегодник «Народное хозяйство Санкт-Петербурга и Ленинградской области в _ году»; Комитет по статистике г. Москвы - сборник «Москва в цифрах» и т.д. Издаются и специализированные статистические сборники по отдельным отраслям экономики, социальной статистике, статистике населения и т.д. Однако тираж их, как правило, небольшой, поэтому сборники малодоступны неспециалистам .
Одной из основных задач статистики является всестороннее освещение социально-экономического положения Российской Федерации, происходящих изменений, связанных с переходом к рыночным отношениям.
Статистика выполняет важную роль в механизме управления экономикой. Наличие систематической, полной и своевременной информации о происходящих процессах и явлениях - необходимое условие принятия эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях. Состав статистической информации в условиях рыночной экономики во многом определяется практическими потребностями общества. Качеством и достоверностью статистических данных определяется качественный уровень решений, способствующих успешному реформированию экономики.
Переход от директивной экономики к рыночной требует построения новой статистики.
В рыночной статистике важно усовершенствовать систему сбора и обработки информации, что связано с переходом на такие формы наблюдения, как регистры, переписи, цензы и др.
В рыночной статистике сплошная отчетность применяется только для крупных и средних предприятий (иногда используются единовременные переписи). Обычно единственным инструментом сплошного учета является регистр (или реестр) статистических единиц, в котором зафиксировано количество агентов рынка. Экономические показатели собираются, как правило, выборочно. Именно на основе выборочных данных осуществляются статистические построения, позволяющие судить о складывающихся процессах в обществе.
Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость поиска альтернативных источников для разработки сводной макроэкономической информации, так как использование первичных данных крайне ограничено.
Микроэкономическая информация (информация о конкретной фирме, предпринимателе) во всех странах с рыночной экономикой является коммерческой тайной даже для органов государственного управления. Из этого принципа должна исходить и российская рыночная статистика, правомерно используя статистические данные только для целей обобщения .
На повышение объективности направлено внедрение цензовых принципов организации учета, т.е. сочетания сплошного учета по крупным и средним предприятиям всех форм собственности с выборочными обследованиями и переписями - для малого бизнеса и предпринимательства.
При этом по малым предприятиям в качестве основного источника информации должен использоваться Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО), информационная база которого в настоящее время загружена показателями бухгалтерской отчетности (примерно, от трех миллионов юридических лиц), а текущие выборочные обследования на квартальной основе по предприятиям малого бизнеса дают текущую информацию.

Основные функции всех статистических органов - это сбор, обработка, анализ и представление данных в удобном для пользователя виде. Статистические службы должны оперативно предоставлять информацию органам управления, осуществлять обмен информацией с Центральным банком РФ и его органами на местах, Министерством финансов РФ и его местными органами, Минимуществом РФ и его службами, Министерством труда и социального развития России и т.д.
Все статистические органы, кроме райинспектур, имеют внутреннюю структуру: отделы (а в Росстате РФ - управления) статистики предприятий, сельского хозяйства, капитального строительства и т.д. Государственная статистика призвана отражать комплексность развития народного хозяйства страны и отдельных регионов, взаимосвязи между территориями. Эти функции выполняют отделы (управления) балансовых работ и системы национальных счетов, статистики финансов, сводный отдел.
Федеральная служба государственной статистики (Росстат, ранее Госкомстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны (далее - статистическая информация), а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации.
Росстат располагается в здании Центросоюза, построенном по проекту архитектора Ле Корбюзье в 1928 - 1933 годах памятнике Всемирного наследия.
Оперативность и качество статистических работ зависят от развития технологии сбора, передачи, обработки и хранения информации. Областные, краевые и республиканские управления и комитеты по статистике имеют вычислительные центры. Мощный вычислительный центр имеет Росстат РФ (ГВЦ РФ). Все большее значение приобретают локальные вычислительные сети, связывающие банки данных статистических служб, других держателей региональной и федеральной информации. Государственный комитет по статистике РФ входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.
Основными функциями Федеральной службы государственной статистики являются:
 представление в установленном порядке статистической информации гражданам, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, органам государственной власти, средствам массовой информации, другим организациям, в том числе международным;
 разработка и совершенствование научно- обоснованной официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия указанной методологии международным стандартам;
 разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;
 сбор статистической отчетности и формирование на ее основе официальной статистической информации;
 контроль за выполнением организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства Российской Федерации в области государственной статистики;
 развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами;
 обеспечение хранения государственных информационных ресурсов и защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической информации;
 реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.
Росстат РФ является методологическим и организационным центром работы всех служб государственной статистики. В его структуре имеется специальное Управление методологии статистических работ. Здесь разрабатывается федеральный план статистических работ на год и перспективу, методология расчета статистических показателей, сбора и разработки статистических данных.
Большую роль в методологической работе играет Научно-исследовательский институт статистики Росстата РФ. В этой работе принимает участие и Научно-методологический совет Росстата РФ, который объединяет ведущих работников государственной статистики и представителей экономической и статистической науки .
В последние годы методологическая работа Росстата РФ направлена на внедрение интегрированной системы учета и статистики, соответствующей международным стандартам, прежде всего, на разработку системы национальных счетов Российской Федерации, позволяющей исследовать формирование основных пропорций экономики и рассчитывать важнейшие макроэкономические показатели, используемые в международной практике, а также на измерение инфляции и уровня жизни. Эта работа ведется при участии международных статистических организаций и национальных статистических служб развитых стран. Широко распространились международные связи между национальными статистическими службами и на региональном уровне.
Росстатом РФ издаются следующие официальные статистические сборники:
 полный ежегодник «Российская Федерация в... году»;
 краткий ежегодник «Россия в цифрах»;
 демографический ежегодник;
 двухтомное издание «Регионы России»;
 тематические сборники, содержащие данные социальной статистики, сведения об уровне и динамике цен, промышленности, макроэкономических показателях и т.д.
Организация международной статистики осуществляется статистическими службами Организации Объединенных Наций (ООН), специализированных учреждений: Международной организацией труда (МОТ), Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и другими международными организациями: Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейским союзом (ЕС), Международным валютным фондом (МВФ), Мировым банком и т.д. Деятельность статистических служб этих организаций включает разработку международных стандартов, обеспечивающих сравнимость статистических показателей разных стран, осуществление международных сопоставлений, публикацию данных по группам стран, регионам и миру в целом. Зарубежные национальные и международные статистические публикации, так же как и отечественные, можно подразделить на сводные, включающие данные по всем разделам статистики, и специализированные, включающие данные по какой-либо одной отрасли (например, по финансовой, демографической, сельскохозяйственной и другой статистике). Из сводных изданий важнейшим является ежегодник ООН «Statistical Yearbook». Научным международным центром в области статистики является Международный статистический институт.
Координация деятельности статистических служб стран-членов СНГ осуществляется созданным в 1992 г. Статистическим комитетом Содружества Независимых Государств. Публикуются статистические сборники по странам СНГ и другим государствам ближнего зарубежья.

2. Основные направления реформирования государственной статистики в Российской Федерации

В условиях реформирования статистики особое значение имеет расширение гласности и доступности сводной статистической информации при сохранении принципа конфиденциальности индивидуальных данных. Расширение публикации статистической информации позволяет лучше видеть положение дел на местах, в отдельных регионах, помогает сосредоточить внимание на недостатках и упущениях с целью их устранения.
В условиях становления рыночных отношений в стране первоочередной и основополагающей задачей является реформирование методологических и организационных основ государственной статистики .
В начале 90-х гг. Правительство России приняло "Государственную программу перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики". Выполнение этой Программы возложено на Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Росстат РФ), который в соответствии со ст. 71 "Конституции Российской Федерации" является федеральным органом исполнительной власти. Руководствуясь Программой Росстат РФ осуществил ряд конкретных крупномасштабных мероприятий, положивших начало глубокому реформированию российской статистики .
Главной задачей первого этапа реформирования статистики, начавшегося в 1993 и завершившегося в 1996 г. было содействие рьшочным преобразованиям в стране для достижения максимально возможной информационной прозрачности экономического пространства. В результате реализации первого этапа Программы создана система национальных счетов (СНС).
В стандартах СНС сформированы основные макроэкономические показатели, среди них - показатели, характеризующие занятость, рынок труда, уровень жизни, социальную защиту населения, уровень и динамику цен, промышленного производства, потребительского рынка, ставшие важными рычагами управления экономическим развитием государства. Получила развитие отраслевая статистика в таких областях, как здравоохранение, народное образование, страхование.
Сокращено количество обязательных показателей отчетности, упрощена процедура их сбора, расширено применение выборочных обследований. На статистические показатели возложены позитивная пропагандистская и оценочно-стимулирующая функции.
Осуществлены расчеты и международные сопоставления ВВП - центрального макроэкономического показателя, характеризующего стоимость товаров и услуг, произведенных на экономической территории данной страны (включая совместные предприятия) за тот или иной период (обычно за год, квартал, месяц) и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта.
Определен состав статистических показателей, в достаточной степени отражающий различные аспекты развития российской экономики .
Создана основа Государственного регистра предприятий и организаций, Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) в соответствии с-международными стандартами.
Всероссийское совещание статистиков (в ноябре 1995 г.) одобрило основные итоги первого этапа реформирования статистики и отметило, что "в современных условиях необходим новый подход к реформам в статистике, который состоит в последовательном переходе от фрагментарного принципа к системному реформированию статистической системы в целом, предусматривающему компетентное, взаимосвязанное совершенствование всех элементов статистического наблюдения с учетом формирующегося рыночного спроса на информацию, новых требований к качеству информации со стороны органов государственной власти, коммерческих структур, частных лиц, научной общественности и других потребителей" .
В ходе совещания и дальнейшего обсуждения поставленных вопросов были определены следующие наиболее важные задачи второго этапа реформы российской статистики:
1. Обеспечение необходимой информацией процессов становления национальной хозяйственной системы страны.
2. Создание условий для получения более точной и полной статистической картины социально-экономического развития страны для принятия решений на разных уровнях государственного управления.
3. Всемерное содействие освещению проблем, связанных с повышением эффективности национального производства.
4. Информационное отражение участия России в международном разделении труда, в том числе конкурентноспособности российских товаров и услуг на мировых рынках.
Выполнение этих задач требует дальнейшего совершенствования методологии исчисления статистических показателей, комплексно характеризующих становление современной национальной модели экономики России с учетом международных стандартов, приведение их в системный вид, соответствующий потребностям современного этапа социально-экономического развития страны .
Дальнейшее реформирование российской статистики на общепринятых в мировом статистическом обществе принципах с учетом реальной правовой, экономической и политической ситуации в России предусмотрено Федеральной целевой программой "Реформирование статистики", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1997 г. Одно из важнейших направлений этой Программы - разработка методологии и организации получения информации о теневой экономике (т.е. нерегистри-руемой статистикой экономической активности), ее структуре.
В России, по данным статистики, общая дооценка ВВП с учетом теневой экономики составляет более 25%. ,
Кроме того, Федеральная программа предусматривает разворачивание системы мониторингов (специально организованных систематических наблюдений), особенно в области социальной сферы. Постоянно действующие мониторинга позволяют непрерывно следить за состоянием определенного объекта, регистрировать его важнейшие характеристики, оценивать их, оперативно выявлять результаты воздействия на объект различных процессов и факторов, разрабатывать предложения по развитию объекта в нужном направлении и делать заключения об эффективности мер по управлению объектом.
Эта работа будет осуществляться силами органов государственной статистики России и соответствующих министерств. Например, мониторинги здоровья будут осуществлять Росстат и Министерство здравоохранения России.
В Федеральной программе предусматривается полный запуск регистра предприятий, который станет основой статистического наблюдения в России. Подписан совместный приказ Росстата и Госналогслужбы России о взаимодействии двух регистров: статистического регистра и регистра налогоплательщиков; установлена процедура сверки идентификационных данных ЕГРПО и Государственного регистра налогоплательщиков (ГРН) с учетом происходящих изменений.
Одним из ключевых направлений реформирования российской статистики является обеспечение взаимосвязи статистических показателей, отражающих хозяйственные процессы, происходящие на макро- и микроуровнях. В отличие от предшествующего периода, на данном этапе приоритет должен быть отдан микроуровню - статистике предприятий (организаций, хозяйствующих субъектов) .
Рыночной экономике необходима компьютеризация статистики - это составная часть программы информатизации России. В ходе выполнения этой программы предстоит создать информационно-телекоммуникационную систему статистики (ИТСС) на базе вводимой в эксплуатацию информационно-вычислительной сети, в основе которой лежит создание локальных вычислительных сетей (ЛВС) во всех органах государственной статистики федерального и регионального уровней.
Постановления Правительства Российской Федерации указывают на необходимость комплексного анализа социально-экономических явлений и их прогнозирование, а также совершенствование статистической информации и методологии расчета статистических показателей.
Спектр решаемых проблем существенно расширится с принятием Закона о статистической деятельности, который станет правовой основой работы органов государственной статистики и будет способствовать успешному решению стоящих перед ней задач.

Заключение

Итак, предоставление статистической информации - главная задача органов государственной статистики, информация является продукцией их деятельности. Как любая продукция, она имеет стоимость. Особенно дорогостоящей является информация, получение которой выходит за пределы программы работы государственной статистики.
Структура органов государственной статистики соответствует административно-территориальному делению страны. В автономных республиках, в краях и областях, а также в Москве и Санкт-Петербурге работают комитеты по статистике. Низовым звеном являются инспектуры государственной статистики, которые имеются в административных районах краев и областей, крупных городах.
Стержнем создаваемой статистики предприятий, обеспечивающим полноту и достоверность учета хозяйственных субъектов и их характеристику, становится ЕГРПО.
Одним из ключевых направлений реформирования российской статистики является обеспечение взаимосвязи статистических показателей, отражающих хозяйственные процессы, происходящие на макро- и микроуровнях. В отличие от предшествующего периода, на данном этапе приоритет должен быть отдан микроуровню - статистике предприятий (хозяйствующих субъектов).

Список литературы

1. Григорьева, Р.П. Статистика / Р.П. Григорьева. – М.: Изд-во Михайлова, 2009. – 510с.
2. Гусынин, А.Б. Статистика / А.Б. Гусынин. – М.: Норма, 2010. – 452с.
3. Елисеева И.И. Общая теория статистики / И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 338с.
4. Золотарев, А.А.Статистика / А.А. Золотарев. – М.: Владос, 2009. – 446с.
5. Калинин, В.А. Макроэкономическая статистика / В.А. Калинин. – М.: Дело, 2010. – 602с.
6. Сиденко, А.В. Статистика / А.В. Сиденко. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 500с.
7. Статистика. Курс лекций. / Под ред. Л.П. Харченко, В.Г. Ионин и др. Новосибирск, НГАЭиУ, 2007. – 384с.
8. Теория статистики / Под ред. Р.А.Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 580с.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План:

Понятие статистики

Система государственной статистики РФ, её задачи, функции

Предмет статистики

Метод статистики

Теория статистики как научная дисциплина

Список литературы

1) Понятие статистики.

Статистика -- одна из древнейших отраслей знаний, возникшая на базе хозяйственного учета.

Первые учетные операции проводились еще в глубокой древности. Вначале они были довольно примитивны, нерегулярны и направлены главным образом на получение данных о численности населения, его составе и имущественном положении. Эти данные использовались прежде всего при налогообложении и в военных нуждах.

По мере развития производительных сил в обществе возрастал интерес к различного рода знаниям, расширялся круг учитываемых явлений и собираемых о них сведений; усложнялись сами учетные операции, они стали более регулярными. Постепенно накапливался опыт, появлялись рекомендации о том, каким образом организовать отдельные учетные операции и обработать собранные сведения, чтобы обобщить их и выявить различные закономерности.

Так постепенно сформировалась отрасль знаний, названная впоследствии «статистикой». Ее возникновение связано с потребностями общества в различного рода сведениях, информации, без которых невозможно управлять государством, изучать отдельные явления и процессы, происходящие в различных областях жизни, сферах деятельности.

Есть основания полагать, что термин «статистика» произошел от латинских слов stato (государство) и status (положение вещей, политическое состояние). В середине XVIII в. под статистикой подразумевалась совокупность сведений о государстве, о его достопримечательностях. В научный обиход этот термин ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль, представитель описательной школы государст-воведения. В 1746 г. он предложил заменить название курса «Госу-дарствоведение», преподававшегося в университетах Германии с 1666 г., на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.

В настоящее время термин «статистика» употребляется в нескольких значениях.

Статистикой часто называют совокупность сведений (фактов) о разных явлениях в той или иной стране или ее регионах, например: статистика населения, статистика рождаемости и смертности, статистика труда, статистика уровня жизни, статистика промышленности и других отраслей экономики, статистика финансов и т.п.

Такие сведения обычно публикуются в специальных изданиях, справочниках. В России в настоящее время основным официальным изданием является «Российский статистический ежегодник» (в сокращенном варианте «Россия в цифрах»). Кроме того, издается целый ряд тематических справочников.

Статистика как совокупность сведений о той или иной стране наиболее близка к понятию «государствоведение». Вместе с тем современная статистика существенно отличается от «государство-ведения» прошлых лет как полнотой и разносторонностью содержащихся в ней сведений, так и характером последних.

В частности, к статистике относят сведения только о том, что имеет количественное выражение. Например, к статистике не относят сведения о государственном устройстве страны или о том, какой язык в ней признан государственным; но сведения о том, сколько в мире государств с тем или иным политическим устройством, формой правления (монархий, республик разного типа и пр.), относят к статистике, так же как и сведения о том, сколько жителей страны пользуется тем или иным языком в качестве разговорного.

Отметим еще одну особенность сведений, составляющих статистику в рассматриваемом значении.

Все они относятся не к единичному (индивидуальному) явлению, а к совокупности, состоящей из множества элементов. Другими словами, статистику интересуют только такие сведения об индивидуальных явлениях, на основе которых можно получить сводные данные. Например, регистрируя каждый случай рождения или смерти, можно получить сводные данные по стране (или ее регионам) о числе родившихся и умерших, об уровне рождаемости и смертности.

Под статистикой понимают также процесс получения сведений с последующей их обработкой. В этом смысле статистика -- практическая деятельность людей, направленная на сбор, обработку и анализ массовых данных, относящихся к тем или иным сферам общественной жизни.

Сбор сведений в целях обобщения ведется в разных масштабах. Например, врач может вести статистику своих пациентов, чтобы обобщить опыт лечения; учитель может вести статистику своих учеников (их успеваемости), чтобы определить, какова результативность того или иного метода обучения, и т.д. Однако сбор сведений или статистической информации, касающейся всего государства или отдельных его регионов, возлагается на специальные органы -- органы государственной статистики и органы ведомственной статистики, которые в совокупности можно назвать ста- ,. мистической службой.

2) Система государственной статистики РФ, её задачи, функции.

Главным, центральным органом государственной статистики в России является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России). В соответствии с административным делением страны образована и система местных органов -- комитетов по статистике (в республиках, автономных областях, краях и округах, а также в областях, Москве и Санкт-Петербурге -- комитеты государственной статистики, в других городах (районах) -- управления (отделы) государственной статистики).

Госкомстат России осуществляет руководство всей статистической деятельностью в стране, организует сбор, обработку и анализ данных о развитии национальной экономики и представляет Президенту, Правительству, Федеральному собранию и другим федеральным органам власти официальную статистическую информацию о социально-экономическом состоянии страны.

Госкомстат России обеспечивает единство методологии учета и статистики в стране, разрабатывает формы отчетности, проводит (с помощью местных органов государственной статистики) переписи населения, осуществляет единовременный учет различных объектов исследования, публикует статистические данные о социально-экономическом развитии страны и ее регионов.

Наряду с государственной существует и ведомственная статистика. Она организована на отдельных предприятиях, фирмах, в министерствах и ведомствах в целях получения, обработки и анализа статистической информации, необходимой для оперативного руководства и управления деятельностью соответствующих подведомственных производственных и других единиц, а также для ее планирования.

3) Предмет статистики

Государствоведение и политическая арифметика развивались каждая своим путем, используя свои методы в исследованиях. Но предмет изучения у них был общий -- государство, общество, а также массовые явления и процессы, происходящие в нем.

Можно сказать, что статистика, родившись в связи с необходимостью решения практических государственных и хозяйственных проблем, сформировалась как наука в результате синтеза государствоведения и политической арифметики, причем от последней она взяла больше, поскольку статистика и в настоящее время призвана выявлять прежде всего различного рода закономерности в исследуемых явлениях.

Однако ни представители государствоведения, ни представители политической арифметики не дошли до теоретического обобщения практики учетно-статистических работ, до создания теории статистики. Эта задача была решена позднее, в XIX в., известным бельгийским ученым Адольфом Кетле (1796--1874), математиком по образованию, много лет возглавлявшим национальную статистику Бельгии. Именно он дал определение предмета статистики (массовые явления, связанные с жизнью общества, государства), увидел в ней орудие социального познания, раскрыл суть методов статистики.

Статистика изучает, как правило, массовые явления, т.е. такие явления, которые состоят из множества отдельных элементов или фактов.

Каковы отличительные особенности массового явления?

Каждый элемент такого множества обладает как индивидуальными (отличающимися) признаками, так и общими (сходными). Например, изучая результат промышленного производства за тот или иной период, мы рассматриваем множество промышленных предприятий, каждое из которых имеет свои индивидуальные признаки, такие, как численность работников, стоимость основных фондов, ассортимент выпускаемой продукции, размер прибыли и т.п. В то же время все эти предприятия как единицы множества обладают общим признаком -- все они являются промышленными (а не сельскохозяйственными или строительными).

Другими словами, все единицы множества, изучаемого статистикой, как правило, однокачественны по сути.

Характеристики (показатели) одного из элементов массового явления не могут быть получены на основе характеристик других единиц (элементов), поскольку индивидуальные характеристики у разных элементов множества полностью или частично независимы.

Изучаемые статистикой массовые явления в виде множества однокачественных единиц с отличающимися индивидуальными признаками называют статистическими совокупностями.

Это может быть, например, совокупность населения или отдельных его контингентов (трудоспособное население, пенсионеры, городское или сельское население и т.п.), совокупность промышленных предприятий (строительных, сельскохозяйственных, торговых и пр.), совокупность работников (на отдельном предприятии, в отрасли или секторе экономики), совокупность банков и т.д.

Другими словами, массовые явления находят свое оформление, выражение в статистических совокупностях.

Исходя из этого можно сказать, что предметом статистики являются различные статистические совокупности, исследование которых связано с количественной характеристикой и выявлением присущих им закономерностей.

Каждая наука оперирует определёнными понятиями, категориями.

Статистическая совокупность -- одно из главных понятий статистической науки. С этим понятием непосредственно связаны и другие, такие, как единица совокупности, признаки единиц совокупности, вариация признаков, статистическая закономерность и т.д.

Элементы, множество которых образует изучаемую статистическую совокупность, называют ее единицами. Так, например, при изучении совокупности фермерских хозяйств (в целом по стране или в отдельном регионе) единицей совокупности будет отдельное фермерское хозяйство; при переписи населения -- отдельный человек; если изучается совокупность семей, то каждая семья является единицей совокупности (единицей наблюдения) и т.п.

Каждая единица совокупности может быть охарактеризована разного рода качественными (атрибутивными) и количественными признаками. Например, каждое фермерское хозяйство можно охарактеризовать такими признаками, как площадь предоставленного земельного участка, поголовье скота (птицы), производство продукции (в натуральном и стоимостном выражении), рентабельность продукции и т.п., а каждого человека при переписи населения -- такими признаками, как пол, возраст, национальность, семейное положение, место работы (или источник доходов), размер заработной платы (или дохода) и т.п.

Если определенный признак имеет разные значения у отдельных единиц совокупности, то говорят, что он варьирует или имеет некоторую вариацию. Такие признаки, варьирующие от единицы к единице, составляют отличительную черту статистической совокупности, делающую ее предметом изучения статистики, и называются статистическими.

Любое статистическое исследование, т.е. исследование статистической совокупности, начинается с изучения отдельных единиц совокупности, с регистрации у них тех или иных признаков, знание которых необходимо для достижения цели исследования, для выявления различных закономерностей.

Статистика, как правило, оперирует числовыми данными, которые обусловлены влиянием множества различных факторов, причин, одни из которых являются главными, существенными, а другие -- случайными.

Абстрагироваться от случайного и выявить типичное, закономерное -- основная задача статистики, и эту задачу можно решить только на основе массовых данных. По единичному факту нельзя выявить закономерность, поскольку единичное явление несет на себе влияние случайного фактора. Только исследуя массу явлений, путем обобщения можно выявить, измерить и познать те или иные закономерности, например закономерность в распределении единиц совокупности по какому-то признаку (доля мальчиков и девочек в общей численности родившихся за год), или определить средний уровень какого-либо количественного показателя (среднюю заработную плату в той или иной отрасли, среднюю производительность труда, среднюю рентабельность продукции в отдельных отраслях и т.п.).

Закономерность, выявленная на основе массового наблюдения, т.е. проявившаяся в большой массе явлений через преодоление свойственной ее единичным элементам случайности, называется статистической закономерностью.

В одних случаях существование определенной закономерности в изучаемых явлениях можно теоретически предположить, рассуждая логически и опираясь на знание сущности рассматриваемых явлений. Например, очевидно, что при внесении удобрений в почву урожайность сельскохозяйственных культур возрастает, при повышении цен на определенный товар спрос на него уменьшается и т.д. В этих случаях задача статистики -- не только подтвердить существование предполагаемой зависимости, но и измерить ее, т.е. определить меру изменения одного показателя в зависимости от изменения другого.

В других случаях статистическую закономерность легко установить эмпирически при обработке массовых данных. Например, таким путем было выявлено, что при увеличении дохода семьи в ее бюджете снижается доля расходов на питание.

Статистические закономерности обнаруживаются при массовом наблюдении благодаря действию так называемого закона больших чисел, который выражает диалектику случайного и необходимого. Сущность закона больших чисел заключается в том, что по мере увеличения числа наблюдений влияние случайных факторов (причин), определяющих значение признака у единиц совокупности или отношение между численностями единиц с определенными признаками, взаимопогашается в сводных (общих) характеристиках совокупности (например, в средних величинах) и на поверхность выступает действие основных факторов, которые и определяют закономерность.

Таким образом, массовое наблюдение -- основа статистики и одна из составляющих ее метода.

4) Метод статистики

Однако недостаточно только провести массовое наблюдение, чтобы выявить те или иные закономерности.

Результаты наблюдения подвергают обработке, сводке, что позволяет выделить во всей совокупности различные типы, группы единиц и затем для всей совокупности и отдельных ее частей рассчитать обобщающие показатели (характеристики).

Массовое наблюдение, группировка и сводка его результатов, вычисление и анализ обобщающих показателей -- все это вместе составляет специфический метод статистики.

К какой бы области ни относился предмет статистики (население, промышленность, торговля и т.п.), метод ее везде одинаков, т.е. везде используются массовое наблюдение, группировки и обобщающие показатели, в которых, благодаря действию закона больших чисел, взаимопогашается влияние случайных причин и выявляется типичное и закономерное. Иначе говоря, метод статистики обусловлен спецификой ее предмета.

5) Теория статистики как научная дисциплина

В процессе развития статистики как науки возникли следующие самостоятельные научные дисциплины:

* отраслевые статистики, в которых освещаются сущность и методология расчета показателей, используемых при изучении соответствующей отрасли;

* экономическая статистика, в которой раскрывается сущность и методология исчисления показателей, используемых при статистическом изучении экономики в целом;

* общая теория статистики (или теория статистики), в которой освещается статистическая методология, статистический метод, общий для всех отраслевых статистик.

Именно в общей теории статистики рассматриваются приемы и правила сбора, обработки и анализа информации, проводимые с целью:

* получить итоговые данные по совокупности;

* определить структуру совокупности и соотношение отдельных ее частей;

* изучить особенности распределения единиц совокупности по отдельным признакам;

* определить среднюю величину того или иного количественного показателя и его вариацию;

* выявить взаимосвязи между отдельными показателями (признаками);

* изучить динамику отдельных показателей (как единичных, так и агрегированных) и т.д.

Общая теория статистики -- методологическая наука, наука о методе, который применим для выявления закономерностей в любой области, где выводы строятся на основе массового наблюдения, где имеет место вариация признака у единичных элементов совокупности, где общие закономерности могут проявиться только через взаимопогашение случайностей у отдельных единиц.

В статистике, имеющей дело с количественными показателями, естественно применение математики. Так как выводы статистики основаны на большом числе единичных случайных явлений (событий), она неизбежно соприкасается с теорией вероятностей, которая изучает законы случайных величин.

В результате взаимодействия теории вероятностей с другими приемами математики возникла самостоятельная научная дисциплина -- математическая статистика, в которой на основе математической логики и строгих доказательств рассматриваются различные вероятностные модели распределения случайных величин, их взаимосвязи, дается оценка выборочных данных и т.п.

В статистике, как и в любой другой науке, математика служит средством, инструментом исследования, о чем в свое время сказал известный русский статистик А.А. Чупров (1874--1926). По его словам, математика «предоставляет в распоряжение исследователя богатый набор усовершенствованных рабочих инструментов», с помощью которых он может более глубоко проникнуть в сущность изучаемых явлений и обнаружить присущие им закономерности.

Список литературы

Учебник «Теория статистики », Под редакцией профессора Г.Л. Громыко

Подобные документы

    Понятие и предмет статистики, теоретические основы и категории, взаимосвязь с другими науками. Объект и метод изучения статистики. Основные задачи, принципы организации и функции государственной статистики в РФ. Примеры статистической закономерности.

    лекция , добавлен 02.03.2012

    Задачи статистики и основыне принципы ее организации в рыночной экономике. Федеральная служба государственной статистики, ее функции и основные публикации. Система показателей (порядок расчета) демографической статистики рождаемости, смертности, миграция.

    реферат , добавлен 17.12.2009

    Изучение предмета, задач, методов исследования (наблюдение - сплошное, выборочное; группировка, обобщающие показатели) социальной-экономической статистики в условиях рынка. Ознакомление с организационной и информационной базами государственной статистики.

    реферат , добавлен 10.05.2010

    Статистическая методология и статистические показатели. Принципы организации статистики, его роль в плановой и рыночной экономике. Реформирование казахстанской статистики. Формы статистического наблюдения. Статистические отчетность, сводка и переписи.

    курс лекций , добавлен 11.02.2010

    Основные цели и функции государственной статистики в РФ. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи информации. Оценка эффективности деятельности территориального органа Федеральной службы государственной статистики Вологодской области.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    История развития статистики в России. Деятельность видных ученых в развитии статистики как науки. Основные задачи статистики. Общая теория статистики, экономическая статистика, социальная статистика. Отраслевая статистика.

    реферат , добавлен 12.12.2006

    Краткая история зарождения и развития статистики как науки. Предмет изучения и характеристика основных задач статистики. Статистические методы сбора и обработки данных для получения достоверных оценок и результатов. Источники статистических данных.

    лекция , добавлен 13.02.2011

    Понятие статистики как научного направления, предмет и методы ее изучения. Методы организации государственной статистики в РФ и международной практике, требования к данным. Сущность и порядок реализации корреляционно-регрессивного анализа и связей.

    учебное пособие , добавлен 07.02.2010

    Статистика как одна из древнейших отраслей знаний, возникшая на базе хозяйственного учета. Развитие статистики как науки. Определение предмета статистики. Статистическое наблюдение как этап статистического исследования. Методы и показатели статистики.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2010

    История возникновения и развития статистики. Предмет, основные понятия и категории статистики. Методы сбора, обобщения и анализа статистических данных. Экономическая статистика и ее отрасли. Современная организация статистики в Российской Федерации.