Относятся ли органы статистики к сфере экономики. Научная библиотека - рефераты - основные задачи и принципы организации государственной статистики в российской федерации


Задача социально-экономической статистики как отрасли человеческой деятельности всегда состояла в том, чтобы обеспечить информационные запросы общественности, социальных структур, научных учреждений и управленческих органов о происходящих процессах и явлениях. Это необходимое условие изучения, прогнозирования и принятия на этой основе эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях.
На основе статистической информации государство разрабатывает свою экономическую и социальную политику, оценивает ее результаты, составляет социально-экономические и криминологические прогнозы.
Вне статистики общество не могло бы развиваться. Поэтому на институциональном уровне для удовлетворения его информационных потребностей делу организации статистики государство придает первостепенное значение. В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции РФ официальный статистический учет отнесен к ведению Российской Федерации. Это значит, что он должен быть единым в масштабах Российской Федерации. Разнобой в этой сфере недопустим.
Происходящие изменения в нашей стране вызвали потребность в качественно новой статистике. В условиях становления рыночной экономики первоочередной и основополагающей задачей развития теории и практики является реформирование общеметодологических и организационных основ государственной статистики. Она становится достоянием всего общества. Приятно отметить то, что это коснулось и данных правовой статистики.
Из сказанного можно сделать вывод, что в основу организации статистической работы в нашей стране на современном этапе положены следующие основные принципы:
а) централизованное руководство статистикой;
б) единые организация и методология;
в) неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления;
г) достоверность и открытость данных социально-экономической статистики.
В соответствии с Положением о Государственном комитете РФ по статистике, утвержденным постановлением Правительства РФ от 9 июля 1994 г., определено создание Государственного комитета РФ по статистике (Госкомстат России), который является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой1.
В соответствии с государственным устройством и административно-территориальными образованиями в стране создана единая система государственной статистики, которая проводит работу по единому плану и методологии.
Система государственной статистики в России имеет иерархическую структуру, включающую федеральный, республиканский, краевой, областной, окружной, городской и районный уровни.
Система государственной статистики находится в ведении Правительства РФ и ему подотчетна, что обеспечивает неразрывную связь с органами государственного управления.
Методология статистических показателей, формы и методы сбора и обработки статистических данных, установленные Госкомстатом России, являются официальными статистическими стандартами Российской Федерации.
В своей основной деятельности Госкомстат России руководствуется федеральными статистическими программами, которые формируются с учетом предложений федеральных органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, научных и других организаций и утверждаются Госкомстатом России по согласованию с Правительством РФ,
Структура органов государственной статистики соответствует административно-территориальному делению страны. Низовыми органами государственной статистики являются городские

и районные управления, которые имеются в административных районах краев и областей; крупных городов. В двух городах - Москве и Санкт-Петербурге, в автономных республиках, в краях и областях имеются местные комитеты по статистике.
Руководящим организационным и методическим центром всех служб государственной статистики является Госкомстат России. Его основные задачи:
- представление официальной статистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, федеральным органам исполнительной власти, общественности, а также международным организациям; разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе, а также международным стандартам;
- координация статистической деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечение условий для использования указанными органами официальных статистических стандартов при проведении отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений;
- разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов, необходимых балансовых расчетов;
- гарантирование полноты и научной обоснованности всей официальной статистической информации;
- предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслей и секторов экономики, публикации статистических сборников и других статистических материалов.
Для выполнения этих задач Госкомстат России осуществляет государственное управление всей находящейся в его ведении единой системой статистических органов; делом статистики; учетом и отчетностью во всех отраслях народного хозяйства; созданием и функционированием статистической информационной системы на основе единой научной методологии. В его структуре имеется специальное Управление методологии статистических работ. Здесь разрабатываются федеральный план ста? тистических работ на год и на перспективу, методология расче
та статистических показателей, сбора и разработки статистических данных. Кроме того, в состав Госкомстата России входят управления: аналитическое; информационных ресурсов и регистров; статистических стандартов и классификаций; организации статистического наблюдения; системы национальных счетов и балансов; статистики промышленности, финансов и платежного баланса, цен, товарных рынков и торговли; сводный отдел; социальной статистики (народонаселения, здравоохранения); отдел моральной статистики и др.
Структура госкомитетов и статистических управлений в основном повторяет структуру Госкомстата, но подразделения низшего уровня являются более мелкими и с меньшим числом структурных подразделений.
Госкомстат России в соответствии с возложенными на него задачами:
- организует проведение государственных статистических наблюдений по программе, формам и методологии, разработанным и утвержденным им, согласовывает программы проведения отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений;
- обеспечивает функционирование Единого государственного регистра предприятий и организаций на основе учета всех хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации с присвоением им идентификационных кодов, исходя из общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;
- вырабатывает единые подходы к формированию целевых регистров (реестров) министерствами и ведомствами;
- обеспечивает сбор, обработку, хранение и защиту статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайн, необходимую конфиденциальность данных;
- осуществляет международные сопоставления основных социально-экономических показателей Российской Федерации. Совместно с Центральным банком РФ составляет платежный баланс на основе данных, полученных от финансово-кредитных, внешнеэкономических и других органов;
- проводит единую техническую политику в технологии сбора, разработки и передачи статистической информации, взаимодействует с региональными, отраслевыми информационно-вычислительными системами;

В целях всестороннего освещения социально-экономического положения Российской Федерации, ее субъектов, отраслей и секторов экономики, а также иных вопросов, входящих в компетенцию Госкомстата России, выпускает справочные бюллетени и иные информационно-аналитические издания, поддерживает постоянные контакты с представителями средств массовой информации, издает и учреждает в установленном порядке журналы и другие печатные издания.
Наиболее полную информацию о Российской Федерации содержит статистический ежегодник «Российская Федерация в 19... году».
Этот сборник содержит макроэкономические показатели, такие, как валовой внутренний продукт (ВВП), его формирование и использование; произведенный национальный доход и валовой общественный продукт, государственный бюджет РФ; показатели различных отраслей экономики; данные о развитии системы образования и здравоохранения, о заболеваемости, численности и естественном движении населения, т.е. рождаемости, смертности, брачности, разводимости, ожидаемой продолжительности жизни, миграции населения - перераспределении населения между территориями РФ, миграции в пределах СНГ, эмиграции в страны дальнего зарубежья. Специальный раздел статистического ежегодника составляют данные о потреблении населением продуктов (в том числе и алкогольных напитков), его совокупных и денежных доходах. Сборник содержит некоторые статистические данные и по другим странам.
Госкомстат издает и специализированные статистические сборники по отраслям народного хозяйства, социальной статистике, в том числе и по основным показателям судимости. Много данных государственной статистики публикуется в журнале «Вопросы статистики» (до 1994 г. - «Вестник статистики»). Издаются экспресс-информация, экономические доклады, бюллетени, журнал «Статистическое обозрение».
Предоставление статистической информации, как уже отмечалось, - главная задача органов государственной статистики. Это продукция их деятельности; как любая продукция, она имеет стоимость. Особенно дорогой является та информация, получение которой выходит за пределы программы работы государственной статистики.
Координация деятельности статистических служб стран - членов СНГ осуществляется образованным в 1992 г. Межгосудар-
§ 6. Современная организация статистики в Российской Федерации и ее основные задачи 77
ственным статистическим комитетом СНГ1. На основе разработанной системы единых показателей ГИЦ МВД РФ публикует статистические сборники по странам СНГ и другим государствам ближнего зарубежья. Так, за указанный период издано пять сборников «Преступность и правонарушения в 199... году», содержащие сведения о состоянии преступности, судимости, безопасности дорожного движения и пожарной безопасности в России, ее регионах, а также статистический материал о состоянии преступности в других государствах.
В процессе исследования общественных явлений, особенно правонарушений, приходится пользоваться различной информацией. Статистические публикации в СМИ - один из возможных источников статистической информации. Используя его, следует критически относиться к статистическим данным. Разумно иметь данные из разных источников. Если они значительно (в несколько раз) отличаются, то такие данные не могут вызывать доверия. В этих случаях целесообразно пользоваться данными, способ получения которых понятен.
Если говорить об официальных данных государственной статистики, то их достоверность определяется тем, что это результат профессиональной деятельности специально подготовленных работников, использующих единую методологию, соответствующую в большинстве случаев международным стандартам, даюшим возможность проследить динамику социально-экономического показателя за ряд лет.
Учитывая важность статистической информации для научного управления обществом и государством, на наш взгляд, назрела острая необходимость завершить выработку Закона РФ «О государственной статистической деятельности в Российской Федерации», который был принят Федеральным Собранием РФ. После его отклонения 25 августа 1995 г. Президентом РФ 24 апреля 1996 г. Государственной Думой было принято постановление о создании согласительной комиссии по его доработке. Он станет правовой основой работы органов государственной статистики и будет способствовать успешному решению стоящих перед ней задач.

Статистической работой в России занимаются специальные государственные статистические органы, которые образуют единую систему - государственную статистику во главе с Государственным комитетом по статистике (Госкомстат) и статистические службы министерств и ведомств (Ведомственная статистика).

В республиках, входящих в Россию, имеются республиканские статистические комитеты, а в областях (краях) - областные (краевые) управления статистики с разветвленной сетью районных (городских) отделов государственной статистики.

Координация деятельности статистических служб стран - членов СНГ осуществляется созданным в 1992 г. Статистическим комитетом Содружества независимых государств, который выполняет ряд важных функций: разрабатывает единую статистическую методологию для стран - участников СНГ; организует обучение кадров; проводит семинары и другие мероприятия, связанные с переводом статистики на систему национальных счетов, международных стандартов и классификаторов.

Ведомственная статистика занимается учетно-статистической работой в министерствах, ведомствах и других организациях, связанной с получением отчетных статистических данных, необходимых для планового и оперативного руководства деятельностью подчиненных им предприятий, учреждений, организаций. Для этого во всех ведомствах имеются учетно-статистические подразделения - управления, отделы или секторы, которые ведут эту работу. Ведомственная статистика является самостоятельной в организационном отношении, внутри отдельного ведомства - строго централизованной, но в методическом отношении подчиняется органам Госкомстата.

Государственный комитет по статистике является главным учетно-статистическим центром страны (до 1987 г. - ЦСУ СССР), осуществляет руководство статистикой, учетом и отчетностью во всех отраслях народного хозяйства. Главными задачами Госкомстата являются:

Всестороннее исследование происходящих в обществе преобразований, экономических и социальных процессов, обобщение и прогнозирование тенденций развития народного хозяйства, выявление имеющихся резервов повышения эффективности общественного производства на основе научно обоснованной системы показателей;

Упорядочение и повышение качества статистической информации, ускорение контроля за состоянием учета и достоверностью государственной отчетности во всех отраслях народного хозяйства;

Повышение оперативности статистической информации на базе новой технологии, основанной на применении современных средств связи, вычислительной и организационной техники;

Обеспечение гласности статистической информации, совершенствование методов информирования населения о развитии народного хозяйства и изменениях в экономической и социальной жизни страны.

Госкомстат в соответствии с возложенными на него задачами организует сбор, обработку и представление научно обоснованной статистической информации, необходимой для осуществления государственного и хозяйственного руководства экономическим и социальным развитием страны.

Госкомстат организует статистическое наблюдение за ходом выполнения общегосударственных и региональных программ по решению важнейших народнохозяйственных проблем, осуществляет подготовку обзоров по крупным экономическим и социальным вопросам, прогнозирование тенденций социально-экономического развития страны.

В задачу Госкомстата входит также совершенствование теории и практики международных статистических сопоставлений, анализ результатов выполнения комплексных программ экономической интеграции и научно-технического прогресса и эффективности внешнеэкономических связей проведения систематического изучения мировой экономики им приоритетных направлений ее развития.

В целях статистического изучения социальных процессов Госкомстат проводит переписи населения, единовременные учеты, выборочные демографические обследования, ведет статистику семейных бюджетов, координирует работу по статистическим исследованиям всех социально-демографических процессов в стране, разрабатывает на этой основе обобщенные показатели, характеризующие социально-экономические условия жизни народа.

Госкомстат утверждает и совершенствует государственную статистическую отчетность, формы и программы единовременных учетов, обследований и переписей, издает инструкции по их проведению, устанавливает порядок введения новой и пересмотра действующей статистической отчетности в народном хозяйстве, утверждает по согласованию с соответствующими министерствами, государственными комитетами и ведомствами для предприятий, объединений, учреждений и организаций табели государственной отчетности. Табели отчетности представляют собой перечень форм отчетности, определяющий объем, характер и порядок представления предприятиями статистической информации. Совместно с Минфином Госкомстат утверждает типовые планы счетов бухгалтерского учета и форм бухгалтерской отчетности и осуществляет общее руководство методическими вопросами первичного учета в народном хозяйстве.

Для осуществления возложенных на Госкомстат функций в составе его центрального аппарата выделены управления: совершенствования методологии статистики, сводной статистики, баланса народного хозяйства, статистики научно-технического прогресса, статистики населения, статистики труда, статистики материальных ресурсов, статистики финансов и цен, социальной статистики, статистики промышленности, статистики агропромышленного комплекса, статистики капитального строительства, статистики внешнеэкономических связей и отделы: статистики торговли и услуг, статистики транспорта и связи.

При Госкомстате действуют и непосредственно ему подчинены: главный вычислительный центр; информационно-издательский центр; научно-исследовательский институт статистики; научно-исследовательский институт статистической информационной системы; межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики; журнал “Вестник статистики”.

Госкомстат публикует официальные статистические материалы: статистические сборники, сообщения об итогах выполнения плана экономического и социального развития, обзоры о работе народного хозяйства страны, ежемесячные и ежедневные статистические пресс выпуски.

К статистическим сборникам (официальным ежегодным изданиям) Госкомстата относятся:

- “Народное хозяйство РФ”, публикуется с 1992 г. (до 1990 г. включительно издавался сборник “Народное хозяйство СССР”);

Краткий статистический сборник “РФ в цифрах”, выпускается с 1992 г. (до 1990 г. - “СССР в цифрах”);

Периодически Госкомстат издает статистические сборники по отдельным отраслям народного хозяйства. В последнее время выпущены: “РФ. Госкомстат. Промышленность РФ в 1992 г.”; “РФ. Госкомстат. Производство ТНП в РФ в 1992 г.”; “РФ. Госкомстат. Агропромышленный комплекс РФ в 1992 году”.

В связи с памятными датами выпускались юбилейные статистические сборники, отражающие экономическое и социальное развитие страны за определенный период (1957, 1967, 1970, 1977, 1982, 1987 г.г.)

Информцентром Госкомстата издаются сборники малого формата, объединенные в серию “Цифры, факты, сопоставления”.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Организация статистики в РФ

Статистика играет важную роль в управлении экономическим и социальным развитием страны, так как правильность любого управленческого решения во многом зависит от той информации, на основе которой оно принято. Только точные, достоверные и правильно проанализированные данные должны приниматься во внимание на высоких уровнях управления.

Изучением экономического и социального развития страны, отдельных регионов, отраслей, фирм, предприятий занимаются специально созданные для этого органы, образующие статистическую службу. В Российской Федерации функции статистической службы выполняют органы государственной статистики и органы ведомственной статистики.

Высшим органом управления статистикой в нашей стране является Федеральная служба государственной статистики (ФСГС), созданная в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 №314 «Структура федеральных органов исполнительной власти». ФСГС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории РФ.

Федеральная служба государственной статистики находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

Согласно постановлению Правительства РФ от 07.04.2004 №188 основными функциями Федеральной службы государственной статистики являются:

* представление в установленном порядке статистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, органам государственной власти, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям;

* разработка и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия указанной методологии международным стандартам;

* разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;

* сбор статистической отчетности и формирование на ее основе официальной статистической информации;

* контроль за выполнением организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства РФ в области государственной статистики;

* развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами;

* обеспечение хранения государственных информационных ресурсов и защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической информации;

* реализация обязательств РФ, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.

Методология статистических показателей, формы и методы сбора и обработки статистических данных, установленные ФСГС, являются официальными статистическими стандартами РФ.

В своей основной деятельности ФСГС руководствуется федеральными статистическими программами, которые формируются с учетом предложений федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов государственной власти субъектов РФ, научных и других организаций и утверждаются ФСГС по согласованию с Правительством РФ.

Основной задачей статистических органов страны является обеспечение гласности и доступности общей (не индивидуальной) информации, а также гарантия достоверности, точности и правдивости учтенных данных. Кроме того, задачами ФСГС являются:

* представление официальной статистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, федеральным органам исполнительной власти, общественности, а также международным организациям;

* координация статистической деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, обеспечение условий для использования указанными органами официальных статистических стандартов при проведении ими отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений;

* разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов, необходимых балансовых расчетов;

* гарантирование полноты и научной обоснованности всей официальной статистической информации;

* предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении Российской Федерации, субъектов РФ, отраслей и секторов экономики, публикации статистических сборников и других статистических материалов.

В результате реформирования экономики РФ изменилась и структура органов статистики. Местные районные статистические регистратуры упразднены и образованы межрайонные отделы статистики, которые являются представительствами территориальных органов статистики. Организация статистических органов России сейчас находится на стадии реформирования. На рис. представлена схема органов статистики РФ на 2004 г.

статистика управление государственный экономический

Схема органов статистики Российской Федерации на 2004 г.

В настоящее время можно отметить основные направления, по которым должны быть произведены реформы:

* соблюдение основного закона статистического учета - гласности и доступности информации при сохранении конфиденциальности индивидуальных показателей (коммерческой тайны);

* реформирование методологических и организационных основ статистики: изменение общих задач и принципов ведения хозяйства приводит к изменению теоретических положений науки;

* совершенствование системы сбора и обработки информации путем введения таких форм наблюдения, как цензы, регистры (реестры), переписи и др.;

* изменение (усовершенствование) методологии исчисления некоторых статистических показателей, характеризующих состояние экономики РФ, с учетом международных стандартов, иностранного опыта ведения статистического учета, систематизация всех показателей и приведение их в порядок, отвечающий вопросам и требованиям времени, с учетом системы национальных счетов (СНС);

* обеспечение взаимосвязи статистических показателей, характеризующих уровень развития общественной жизни страны;

* учет тенденции компьютеризации.

В ходе реформирования статистической науки должна быть создана единая информационная база (система), которая будет включать в себя информационные базы всех статистических органов, находящихся на более низкой ступени иерархической лестницы организации государственной статистики. В настоящее время проведена большая работа по организации работы статистических органов, но она еще не закончена, и предстоит еще много внимания уделить совершенствованию этого очень важного для государства информационного института.

Наряду с государственными статистическими службами существует ведомственная статистика, которая ведется в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в объединениях и фирмах различных отраслей экономики. Ведомственная статистика занимается сбором, обработкой и анализом статистической информации, необходимой для руководства, принятия управленческих решений, планирования деятельности предприятия или органа власти. На небольших предприятиях этой работой, как правило, занимается либо главный бухгалтер, либо непосредственно сам руководитель. На крупных предприятиях с разветвленной собственной региональной структурой или большой численностью, на крупных производствах организуются целые отделы или управления, занимающиеся анализом статистической информации. К этой работе привлекаются специалисты в области статистики, математики, бухгалтерского учета и экономического анализа, менеджеры и технологи. Подобная «команда», вооруженная современными средствами вычислительной техники, опираясь на методологию, предлагаемую теорией статистики и используя современные методики анализа, помогает строить эффективные стратегии развития бизнеса, а также эффективно организовывать деятельность органов государственной власти. Управлять сложными социальными и экономическими системами, не располагая оперативной, полной и достоверной статистической информацией, невозможно.

Таким образом, перед органами государственной и ведомственной статистикой стоит очень важная задача теоретического обоснования объема и состава статистической информации, которая соответствовала бы современным условиям развития экономики, способствовала рационализации в системе учета и статистики и минимизированию затрат на выполнение этой функции.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Опыт организации муниципальной статистики в России и за рубежом, этапы и принципы ее организации в системе федеральной службы государственной статистики, основные показатели и критерии. Характеристика социально-политического устройства Камчатского края.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2013

    Зависимость способа управления государственной собственностью от объекта собственности. Схема аппарата государственного управления госимуществом в РФ. Формирование статистики собственности. Передача госсобственности трудовым коллективам за плату.

    контрольная работа , добавлен 11.09.2009

    Основные попытки сравнения данных уголовной статистики различных стран. Нововведения по упорядочению потока иностранной рабочей силы в соответствии с нуждами национальной экономики Италии. Организованная преступность как одна из серьезных проблем страны.

    реферат , добавлен 08.06.2010

    Сущность, основные признаки, задачи, цели и направления государственного управления. Органы государственной власти в современной России. Государственная поддержка инвестиционной деятельности в системе государственного управления региональным развитием.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2013

    Загальне поняття статистики. Зміст статистики, як теоретичної дисципліни та предмет дослідження. Предмет, цілі і завдання правової статистики. Її галузі та історія розвитку. Державна статистика в Україні. Її подальша модернізація та реформування.

    контрольная работа , добавлен 04.04.2009

    Правовые основы функционирования органов Федеральной службы охраны РФ. Характеристика оперативно-розыскной деятельности, как разновидности полномочий ФСО России. Анализ функций и объектов государственной охраны и правоотношений, возникающих в этой сфере.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2010

    Особенности и сущность конституционных основ государственной службы как механизма государственного управления. Характеристика подготовки и организации прохождения государственной службы в департаменте социальной защиты населения Кемеровской области.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2008

    Контрольные и надзорные функции Уральского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы в сфере транспорта. Задачи, полномочия и основные функции отдела государственной службы, кадров и правового обеспечения в сфере транспорта.

    отчет по практике , добавлен 11.10.2016

    Основные приемы, способы и методы правовой статистики. Рассмотрение статистических группировок и их видов. Правила установление репрезентативного объема выборки. Составление таблицы по видам и группам преступлений, рассмотренным в суде в течение года.

    контрольная работа , добавлен 23.07.2015

    Понятие государственной службы, определение статуса и полномочий, психологического портрета государственного служащего. Генезис данного института в России. Кадровое обеспечение государственной службы: состояние, пути развития, информационное обеспечение.

Основные задачи и принципы

организации государственной статистики в Российской Федерации.

Введение.

Цель данной работы является изучение организации государственной статистики в России.

Статистика - это одна из общественных наук, имеющая целью сбор, анализ, упорядочивание и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям.

Статистика - это эффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.

Статистика - это также одна из форм практической деятельности людей, цель которой - сбор, обработка и анализ массовых данных о тех или иных явлениях. Когда мы говорим: государственная и ведомственная статистика РФ, организация статистики в России, то имеем в виду особую форму практической деятельности людей.

Задачей статистики является всестороннее освещение социально-экономического положения Российской Федерации, происходящих изменений, связанных, с переходом к рыночным отношениям, т.е. получение полной и объективной количественной характеристики происходящих в стране преобразований.

В работе рассматриваются основные принципы организации государственной статистики в Российской Федерации, дается понятие о статистической наблюдении, этапы его проведения, организационные формы, виды и способы статистического наблюдения, определяется точность наблюдений.

Задачи статистики.

Одной изважнейших задач статистики является всестороннее освещение социально-экономического положения Российской Федерации, происходящих изменений, связанных, с переходом к рыночным отношениям, т.е. получение полной и объективной количественной характеристики происходящих в стране преобразований.

Особое место в механизме управления экономикой принадлежит статистике, поскольку состав информации, ее качество и актуальность определяют качественныйуровень принимаемых управленческих решений. Наличие систематической и полной информации о происходящих процессах и явлениях становится необходимым условием принятия эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях. В этой связи обеспечение информационных запросов управленческих структур является весьма актуальной задачей статистики, способствующей, успешному реформированию экономики. С развитием рыночных отношений тесно связано реформиро-вание российской статистики.

В настоящее время выделяют два этапа проведения реформ в статистике. Начало глубокого реформирования статистики связано с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требова-ниями рыночной экономики и характеризует первый этап, который охватывает период с 1993 по 1996 г. включительно. Главной задачей первого этапа явилось содействие рыночным преобразо-ваниям в стране, создание общеметодологических и организаци-онных основ государственной статистики, соответствующих экономике переходного периода. На первом этапе был определен состав показателей, адекватно отражающих процесс и результативность реформирования, а также внедрена система национальных счетов, наиболее пол-но отвечающая запросам рынка и соответствующая междуна-родной практике учета и статистики. В действующую систему показателей и учета были внесены изменения, касающиеся состава показателей рыночной экономики, методологии их определения. Начались внедрение цензового принципа организации учета и переход от отраслевого метода сбора информации к статистике предприятий. Формы государственной статисти-ческой отчетности были существенно пересмотрены и обнов-лен технический потенциал статистической системы. Главным итогом первого этапа реформ явились укрепление статистичес-кой системы, обеспечение объективности данных, активное осуществление перехода на принятую в мировой практике ме-тодологию статистики и учета. Второй этап реформирования статистики начался в 1997г. разработкой Федеральной целевой программы «Реформирова-ние статистики в 1997 - 2000 годах», основной целью которой является завершение реформирования статистики. Новый этап дальнейшего развития реформ связан с переходом на систем-ный принцип реформирования статистики и адаптации ее к ры-ночным условиям. На современном этапе предусматривается комплексное, взаимосвязанное совершенствование всех элементов статистического наблюдения с учетом формирующегося рыночного спроса на информацию, новых требований к качеству информации различных потребителей. При достаточно полном удовлетворении информационных потребностей органов госу-дарственной власти остальные разрезы информации, ориентированные на спрос со стороны предпринимательского, научного и индивидуального секторов требуют серьезной проработки. В этой связи в качестве актуальных задач выступает совершен-ствование статистической информационной базы для максимального отражения общественных и социально-экономических явлений на основе развития системы статистических показате-лей, методологии их расчета и методов сбора статистической отчетности.

Крайне актуальными для второго этапа являются разработка методологии и организации получения информации о теневой экономике, осуществление взаимосвязи показателей макро- и микроуровней, разработка системы показателей, комплексно ха-рактеризующих экономику переходного периода, рыночные от-ношения, дальнейшее совершенствование организации статис-тического наблюдения, в том числе регистрового метода, клас-сификаций, расширение сети мониторингов. Достаточно остро стоит проблема повышения оперативности сбора и обработки информации.

В соответствии с требованиями развития рыночной эконо-мики встала задача компьютеризации статистики, являющаяся составной частью программы информатизации России, предусматривающей решение ряда задач по программной и тех-нической совместимости различных автоматизированных сис-тем на федеральном и региональном уровнях. Предстоит со-здать информационно-телекоммуникационную статистику (ИТСС) на базе информационно-вычислительной сети, в ос-нове которой лежит создание локальных вычислительных сетей (ЛВС), позволяющих перейти к новым информационным возможностям компьютеризации статистики.

Успешному решению стоящих перед статистикой задач по информационному обеспечению общества и органов управления будет способствовать принятие Закона о статистической деятель-ности, который послужит правовой основой работы органов государственной статистики.

Организация государственной статистики в России.

В основу организации статистической работы в России положены сле-дующие принципы:

централизованное руководство статистикой;

единые организационное строение и методология;

неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления.

В соответствии с Положением о Государственном комитете РФ по статистике, утвержденным постановлением Правитель-ства РФ от 9 июля 1994 г., определено создание Государствен-ного комитета Российской Федерации по статистике (Госком-стат России), который является федеральным органом испол-нительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой.

В соответствии с государственным устройством и админист-ративно-территориальными образованиями Российской федера-ции создана единая система государственной статистики, кото-рая проводит работу по единым плану и методологии. Методо-логия статистических показателей, формы, методы сбора и обра-ботки статистических данных, устанавливаемые, Госкомстатом России, являются официальными статистическими стандартами Российской Федерации.

Система государственной статистики находится в ведении Правительства РФ и ему подотчетна, что обеспечивает неразрыв-ную связь с органами государственного управления.

Система государственной статистики в России имеет иерархическую структуру, включающую федеральный, республиканский, краевой, областной, окружной, городской и районный уровни.

Низовыми органами государственной статистики являются городские и районные управления государственной статистики. В областях, краях и республиках, а также в Москве и Санкт-Петербурге имеются статистические комитеты по Статистике. Ру-ководящим организационным и методологическим центром яв-ляется Госкомстат РФ. Он осуществляет государственное управление всей находящейся в его ведении единой системой статистических органов, делом статистики, учета и отчетности во всех отраслях народного хозяйства, созданием и функционированием статистической информационной системы на основе единой на-учной методологии. При Председателе Госкомстата России дей-ствует Совет руководителей органов государственной статистики, созданный для координации деятельности региональных органов государственной статистики.

Требования, предъявляемые к собираемым данным, формы, виды и способы статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение - это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:

· Подготовка наблюдения;

· Проведение массового сбора данных;

· Подготовка данных к автоматизированной обработке;

· Разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

Любое статистическое наблюдение требует тщательной, продуманной подготовки. От нее во многом будут зависеть надежность и достоверность информации, своевременность ее получения.

Подготовка статистического наблюдения - процесс, включающий разные виды работ. Сначала необходимо решить методологические вопросы, важнейшими из которых являются определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение, а также методов и средств получения данных.

Кроме методологических необходимо решить проблемы организационного характера, например, определить состав служб, проводящих наблюдение; подобрать и подготовить кадры для проведения наблюдения; составить календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; провести тиражирование документов для сбора данных.

Проведение массового сбора данных включает работы, связанные непосредственно с заполнением статистических формуляров. Он начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.

Собранные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба эти контроля основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.

На заключительном этапе проведения наблюдения анализируются причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения. Это очень важно для организации будущих обследований.

Получение сведений в ходе статистического наблюдения требует немалых затрат финансовых и трудовых ресурсов, а также времени.

При подготовке наблюдения кроме цели следует точно определить, что именно подлежит обследованию, т.е. установить объект наблюдения.

Под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы.

Чтобы определить объект статистического наблюдения, необходимо установить границы изучаемой совокупности. Для этого следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других исходных объектов.

Всякий объект наблюдения состоит из отдельных элементов - единиц наблюдения.

В статистике единицей наблюдения называют составной элемент объекта, являющий носителем признаков, подлежащих регистрации.

На этапе подготовки обследования нужно выяснить, как часто оно будет проводиться, будут ли обследоваться все единицы совокупности или только часть их, как получать информацию об объекте (путем интервью по телефону, по почте, простым наблюдением и т.п.). Другими словами, необходимо определить формы, способы и виды статистического наблюдения (таблица 1).

Таблица 1.

Организационные формы статистического наблюдения

Виды статистического наблюдения

Способы статистического наблюдения

по времени регистрации фактов

по охвату единиц совокупности

1. Статистическая отчетность

2. Специально организованное наблюдение

3. Регистры

1. Текущее или непрерывное

2. Прерывное:

а) периодическое;

б) единовременное.

1. Сплошное

2. Несплошное:

а) выборочное;

б) основного массива;

в) монографическое

1. Непосредственное

2. Документальное

а) экспедиционный;

б) саморегистрации;

в) корреспондентский;

г)анкетный;

д) явочный.

Формы статистического наблюдения. В отечественной статистике используются три организованные формы (типы) статистического наблюдения:

· Отчетность (предприятий, организаций, учреждений и т.п.);

· Специально организованное статистическое наблюдения (переписи, единовременные учеты, обследования сплошного и несплошного характера);

· Регистры.

Статистическая отчетность. Отчетность - это основная форма статистического наблюдения, с помощью которой статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скрепляемых подписями лиц, ответственных за их предоставление и достоверность собираемых сведений. Таким образом, отчетность - это официальный документ, содержащий статистические сведения о работе предприятия, учреждения, организации и т.п.

Для отчетности характерно то, что, во-первых, она утверждается органами государственной статистики. Во-вторых, она имеет обязательный характер и юридическую силу, потому что подписывается руководителем предприятия, а также документальную обоснованность.

Действующую статистическую отчетность делят на типовую и специализированную. Состав показателей в типовой отчетности является единым для предприятий всех отраслей народного хозяйства. В специализированной отчетности состав показателей изменяется в зависимости от особенностей отдельных отраслей экономики.

По срокам представления отчетность бывает ежедневная, недельная, двухнедельная, месячная, квартальная и годовая. Кроме годовой отчетности все перечисленные виды представляют собой текущую отчетность.

По способу представления сведений отчетность делится на телеграфную, телетайпную, почтовую.

Специально организованное статистическое наблюдение. Перепись. Специально организованное наблюдение проводится с целью получения сведений, отсутствующих в отчетности, или для проверки ее данных. Наиболее простым примером является перепись.

Перепись - это специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистического наблюдения по ряду признаков.

Регистровая форма наблюдения. Регистровое наблюдение - это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. Оно основано на ведении статистического регистра. Регистр представляет собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силу воздействия различных факторов на изучаемые показатели.

Организация и ведения регистра невозможны без решения следующих вопросов.

· Как заносить в регистр и исключать из него единицы совокупности?

· Какая информация должна хранится?

· Из каких источников следует брать данные?

· Как часто обновлять и дополнять информацию?

В практике статистики различают регистры населения и регистры предприятий.

Регистр населения - поименованный и регулярно актуализируемый перечень жителей страны. Регистр предприятий - включает в себя все виды экономической деятельности и содержит значения основных признаков по каждой единице наблюдаемого объекта за определенный период или момент времени.

Способы статистического наблюдения . Статистическая информация может быть получена различными способами, важнейшими из которых являются непосредственное наблюдение, документальный учет фактов и опрос.

Непосредственным называют такое наблюдение, при котором регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания, подсчета или проверки работы и т.д. устанавливают факт, подлежащий регистрации, и на этом основании производят записи в формуляре наблюдения. Этот способ применяют при наблюдении за вводом в действие жилых домов.

Документальный способ наблюдения основан на использовании в качестве источника статистической информации различного рода документов, как правило, учетного характера. При надлежащем контроле за постановкой первичного учета и правильном заполнении статистических формуляров документальный способ дает наиболее точные результаты.

Опрос - это способ наблюдения, при котором необходимые сведения получают со слов респондента. В статистике применяются следующие виды опросов: устный (экспедиционный), саморегистрация, корреспондентский, анкетный и явочный.

При устном опросе специально подготовленные работники (счетчики, регистраторы) получают необходимую информацию на основе опроса соответствующих лиц и сами фиксируют ответы в формуляре наблюдения.

При саморегистрации формуляры заполняются самими респондентами, а счетчики раздают им бланки опросного листа, разъясняют им правила, затем их собирают.

Корреспондентский способ заключается в том, что сведения в органы, ведущие наблюдения. Сообщает штат добровольных корреспондентов. Этот вид опроса требует наименьших затрат, но не дает уверенности в том, что полученный материал является высококачественным, так как не всегда возможно непосредственно на месте проверить правильность полученных ответов.

Анкетный способ предполагает сбор информации в виде анкет. Определенному кругу респондентов вручаются специальные вопросники либо лично, либо путем публикации в периодической печати. Этот способ сбора информации используется при несплошном наблюдении. Анкетный способ применяется в обследованиях, где не требуется высокая точность, а нужны приближенные, ориентировочные результаты.

Явочный способ предусматривает представление сведений в органы, ведущие наблюдение, в явочном порядке, например, при регистрации браков, рождений, разводов.

Виды статистического наблюдения. Статистические наблюдения можно разбить на две группы по следующим признакам:

· Времени регистрации фактов;

· Охвату единиц совокупности.

По времени регистрации фактов бывает непрерывное (текущее), периодическое и единовременное наблюдение. При текущем наблюдении изменения в отношении и изучаемых явлений фиксируются по мере их поступления (регистрация рождения, смерти, состояния в браке).

Данные, отражающие изменение объекта, могут быть собраны в ходе нескольких обследований. Они обычно проводятся по схожей программе и инструментарию и называются периодическими.(перепись населения).

Единовременное обследование дает сведения о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его исследования.

По охвату единиц совокупности статистическое наблюдение бывает сплошное и несплошное.

Задачей сплошного наблюдения является получение информации о всех единицах исследуемой совокупности.

Несплошное наблюдение изначально предполагает, что обследованию подлежит лишь часть единиц изучаемой совокупности.

Существует несколько видов несплошного наблюдения. Одно из них - выборочное наблюдение. Это довольно распространенный вид. Основанный на принципе случайного отбора тех единиц изучаемой совокупности, которые должны быть подвергнуты наблюдению.

Следующий вид несплошного наблюдения - это метод основного массива. При нем обследованию подвергаются самые существенные, обычно наиболее крупные единицы изучаемой совокупности, которые по основному (для конкретного исследования) признаку имеют наибольший удельный вес в совокупности.

Монографическое обследование представляет собой вид несплошного наблюдения, при котором тщательному обследованию подвергаются отдельные единицы изучаемой совокупности, обычно представители каких-либо новых типов явлений. Оно проводится с целью выявления имеющихся или намечающихся тенденций в развитии данного явления.

Подготовка статистического наблюдения.

Успех любого статистического наблюдения зависит не только от тщательности методологической подготовки, но и от правильного и своевременного решения широкого спектра организационных вопросов.

Важнейшее место в организационной работе занимает подготовка кадров, в процессе которой проводятся различного вида инструктажи с сотрудниками статистических органов, с организациями, представляющими данные, по вопросам заполнения статистических документов, подготовки материалов наблюдения к автоматизированной обработке и т.д.

Если проведение наблюдения связано с большими затратами трудовых ресурсов, то для регистрации сведений в период проведения обследований привлекаются лица из числа неработающих (в том числе безработные) и некоторых категорий учащихся (студенты высших учебных заведений, учащиеся старших курсов техникумов). При проведении переписи населения таких лиц называют счетчиками. Обычно организуется обучение персонала. Оно проводится для выработки навыков правильного заполнения статистических формуляров счетчиками.

Размножение документации самого обследования, документации для проведения инструктажей и рассылка их республиканским, краевым, областным комитетам и управлениям статистики также относятся к организационным вопросам наблюдения.

В период подготовки большая роль отводится массово-разъяснительной работе: проведению лекций, бесед, организации выступлений в печати, по радио и телевидению о значении, целях и задачах предстоящего обследования.

Для согласования деятельности всех служб, занятых подготовкой и проведением наблюдения, целесообразно составить календарный план, представляющий собой перечень (наименование) работ и сроки их исполнения отдельно для каждой организации, занятой в проведении обследования.

Ошибки статистического наблюдения.

Методы контроля статистического наблюдения.

Точностью статистического наблюдения называют степень соответствия величины какого-либо показателя (значения какого-либо признака), определенной по материалам статистического наблюдения, действительной его величине.

Расхождение между расчетным и действительным значениями изучаемых величин называется ошибкой наблюдения.

Точность данных - это основное требование, предъявляемое к статистическому наблюдению. Чтобы избежать ошибок наблюдения, предупредить, выявить и исправить их, необходимо:

· Обеспечить качественное обучение персонала, который будет проводить наблюдение;

· Организовать специальные частичные или сплошные контрольные проверки правильности заполнения статистических формуляров;

· Провести логический и арифметический контроль полученных данных после окончания сбора информации.

В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации - это отклонения между значением показателя, полученного в ходе статистического наблюдения, и фактическим, действительным его значением. Этот вид ошибок может быть и при сплошном, и при несплошном наблюдениях.

Ошибки регистрации случайные и систематические.

Случайные ошибки - это результат действия различных случайных факторов (например, цифры переставлены местами, перепутаны соседние строки или графы при заполнении статистического формуляра). Такие ошибки имеют разную направленность: они могут и повышать и понижать значения показателей. При достаточно большой обследуемой совокупности в результате действия закона больших чисел эти ошибки взаимно погашаются.

Систематические ошибки регистрации всегда имеют одинаковую тенденцию либо к увеличению, либо к уменьшению значения показателей по каждой единице наблюдения, и поэтому величина показателя по совокупности в целом будет включать в себя накопленную ошибку.

В отличии от ошибок регистрации ошибки репрезентативности характерны только для несплошного наблюдения. Они возникают потому, что отобранная и обследованная совокупность недостаточно точно воспроизводит (репрезентирует) всю исходную совокупность в целом.

Отклонение значения показателя обследованной совокупности от его величины по исходной совокупности называется ошибкой репрезентативности.

Ошибки репрезентативности также бывают случайные и систематические.

Случайные ошибки возникают, если отобранная совокупность неполно воспроизводит всю совокупность в целом. Ее величина может быть оценена.

Систематические ошибки репрезентативности появляются вследствие нарушения принципов отбора единиц из исходной совокупности, которые должны быть подвергнуты наблюдению.

После получения статистических формуляров следует прежде всего провести проверку полноты собранных данных, т.е. определить, все ли отчетные единицы заполнили статистические формуляры и значения всех ли показателей отражены в них. Следующим этапом контроля точности информации является арифметический контроль. Он основывается на использовании количественных связей между значениями различных показателей. Например, если среди собранных данных имеются сведения о численности промышленно-производственного персонала, выработке товарной продукции в среднем на одного работающего и стоимости товарной продукции, то произведение первых двух показателей должно дать значение третьего показателя. Если арифметический контроль покажет, что данная зависимость не выполняется, это будет свидетельствовать о недостоверности собранных данных. Поэтому в программу статистического наблюдения целесообразно включать показатели, которые дают возможность провести арифметический контроль.

Логический контроль, так же как и арифметический, основывается на знании взаимосвязей между показателями, но не количественных, логических. Например, человек в возрасте 6 лет не может иметь высшего образования. Поэтому если в бланке переписи имеются одновременно обе записи, то это показывает, что одна из них не соответствует действительности.

Обычно для исправления ошибок, выявленных в ходе логического контроля, требуется повторно обратиться к источнику сведений.

При проведении статистического обследования студентов высшего учебного заведения с целью изучения бюджетного времени необходимо включить следующие данные:

1. Факультет (номер факультета, наименование факультета, декан).

2. Специальность (код специальности, наименование, стоимость обучения).

3. Группа (номер группы, наименование специальности, номер факультета, курс).

4. Студент (номер зачетной книжки, номер группы, Фамилия, имя, отчество, дата рождения, коммерческий или бюджетный).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Статистика изучает явления общественной жизни в конкретных условиях места и времени, которые отражаются с помощью специального статистического инструмента - статистического показателя. Показатели статистики играют важную роль при выявлении характеристик общества и экономики государства. Показатели необходимы при процессах социального планирования и управления, экономического развития.

В данной работе рассмотрели основные вопросы государственной статистики в России, определили ее задачи и цели, оценили важность проведения статистических наблюдений.

В настоящее время ведется работа по совершенствованию статистической методологии и переходу РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Общая теория статистики. / под ред. Ефимова М.В., Румянцева В.Н. - М.: «ИНФРА-М», 1998.

2. Практикум по теории статистики: учебное пособие / под ред. Шмойловой Р.А. - М.: «Финансы и статистика», 2000.

3.Теория статистики: учебник / под ред. Шмойловой Р.А. - М.: «Финансы и статистика», 2000.