Воспитание на основе потребностей человека. Презентация "Воспитание на основе потребностей человека (по В.П. Созонову)" Современные концепции воспитания

Воспитание на основе потребностей человека Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. Воспитание – это деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника: 1) в творческой деятельности; 2) быть здоровым; 3) в защищенности, безопасности; 4) в уважении, признании, необходимом социальном ста5) в смысле жизни; 6) в самореализации (самоосуществлении); 7) в удовольствии, наслаждении. Цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося. Воспитание, в основе которого лежат потребности человека, может базироваться, по мнению В.П. Созонова, на таких принципах: 1. Принцип природосообразности. Давайте откажемся от переделки ребенка. Пусть нашей исходной позицией станет доверие к нему, выращивание в нем личности с учетом имеющегося потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития; поиск, обнаружение и укрепление внутренних сил. 2. Принцип целостности в подходе к ребенку. Будем учиться понимать его как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального. 3. Деятельностный принцип. Постараемся осознать: воспитывает не только педагог и не столько нравоучениями, сколько организацией живого опыта бытия, отношений членов сообщества. 4. Эгоцентрированный принцип: обращенность к внутреннему миру, развитие чувства «самости» и ответственности перед внутренним «Я». Критерии успешности воспитания - здоровая «Я-концепция», гармония внутреннего мира ребенка, чувство собственного достоинства. 5. Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствии с ведущими потребностями детей разного возраста. 6. Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие воспитателя и воспитанника на объективном единстве целей. Содержание воспитательного процесса. К числу основных направлений воспитательной деятельности Валерий Петрович относит следующие: - организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в классе как модели, образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляются развитие и благополучная социализация воспитанника (реализация потребности в творческой деятельности); - создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (реализация потребности быть здоровым); формирование благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе, т.е. обеспечение условий защищенности каждого, даже самого слабого его члена (реализация потребности в защищенности, безопасности); - создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности и общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого социального статуса в среде сверстников (реализация потребности в уважении, признании); - обеспечение условий и оказание помощи ребенку (в том числе собственным примером и образом жизни) в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания (реализация потребности в смысле жизни); - психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучение приемам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как основополагающим умениям для благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни (реализация потребности в самореализации); - воспитание (развитие) чувств, привитие оптимистического мировосприятия, научение (и собственным примером) радостному проживанию жизни, каждой ее минуты (реализация потребности в удовольствии, наслаждении). Механизм воспитания. При осуществлении процесса воспитания педагогу необходимо знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребенка, осознавать, что каждому этапу личностного развития соответствуют: а) определенная общность людей, в которой ребенок пребывает и осваивает социальный опыт; б) определенная ведущая деятельность, благодаря которой происходит психическое и социальное развитие школьника; в) определенные психические новообразования, которые как краеугольные камни ложатся в основание личности растущего человека. Имея отчетливые представления о половозрастных особенностях становления личности ребенка, этапах развития его мотивационнопотребностной сферы, педагог должен соблюдать следующие требования: 1) учитывать, какие потребности для данного возраста воспитанников являются ведущими: младший школьник нуждается в психологическом комфорте, игре, участии в деле любимого учителя, который поможет, похвалит и т. д.; подросток жаждет самоутверждения, он хочет состязаться, испытывать себя в трудных, иногда экстремальных ситуациях; юноша занят поисками себя, он любит помечтать, пофилософствовать, «поиграть умом» и совершить нечто романтическое и высокое; 2) готовя воспитанника к мероприятию, необходимо, чтобы ребенок знал его цели, ход и ожидаемые результаты с позиции значимости для себя, ибо ребенок всегда хочет быть субъектом деятельности, а не пешкой, не марионеткой; 3) опираться на прошлый жизненный опыт ребенка (как бы ни был он мал), не противоречить его установкам, уже имеющимся нравственным ценностям и эмоциональной памяти; если же дело новое, то следует вооружить его знанием того, что способно убедить в своей правоте, нарисовать новые перспективы, прорепетировать, потренироваться (выработать новые установки), исключить риск, замешательство, поражение; 4) мобилизовать, укрепить волю участников, веру в успех, стремление довести дело до конца, несмотря на трудности, апеллируя к их самолюбию; 5) обеспечить успех, получение ожидаемого удовольствия, достижение общей «завтрашней радости» от самопроявления, преодоления трудностей; все это развивает, повышает самооценку, увеличивает духовные силы. Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Испытывая чувство неудовлетворения от существующих в педагогической науке и практике подходов и технологий определения эффективности процесса воспитания, В.П. Созонов предлагает два пути оценивания результатов воспитательной деятельности. Первый путь - это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности воспитанников. В роли критериев оценки результативности могут выступить такие параметры, как психологический климат коллектива, интеллектуальный и эмоциональный фон жизни, уровень психологической защищенности и свободы каждого ребенка, характер взаимоотношений ученика и учителя, детей между собой, степень доверия, взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничество всех членов школьного сообщества; возможность самопроявления, самоутверждения, самореализации каждого ребенка в формах жизнедеятельности данного коллектива. Второй путь связан с поиском неких глубинных оснований и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы поведения (их можно имитировать), а внутренний мир, отношения, установки. К числу свойств (качеств) внутренне свободного, здорового человека, способного к саморазвитию и самоактуализации, целесообразно отнести: - самоприятие (подтверждение перед собой ответственности и законности собственного бытия), гармония и согласие внутренних «образов Я»; - способность к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой; - знание себя, своих психофизиологических особенностей: реакций, функций, влечений, способностей, темперамента, а в итоге - особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни; - признание и принятие окружающей среды, бытия других, внешнего «образа мира»; позитивное мироощущение (уверенность в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен, гуманен); - способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому (эмпатийность); - чувство собственного достоинства, самоуважение (высокая оценка себя вне зависимости от особых личных достижений и приобретений); - активность, поиск новых способов отношений с другими, нацеленность на преодоление жизненных проблем, оптимизм, стрессоустойчивость, стремление к достижению поставленных целей; - признание и готовность к постоянному поиску целей жизни, идеалов, высших надличностных ценностей и смыслов жизни; - эмоциональная и интеллектуальная независимость, готовность к самостоятельному жизненному выбору; - включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

  • муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
  • «Детский сад №35 комбинированного вида «Непоседы»
  • Воспитание на основе потребностей человека
  • (по В.П. Созонову)
  • Подготовила: воспитатель
  • Сажина Алина Сергеевна
  • г. Новосибирск
  • 2016 год
В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка В.П. Созонов делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человёка.
  • В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка В.П. Созонов делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человёка.
  • Воспитание (по В.П. Созонову) - деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:
  • 1) в творческой деятельности;
  • 2) быть здоровым;
  • 3) в защищенности
  • 4) в уважении, необходимом
  • социальном статусе;
  • 5) в смысле жизни;
  • 6) в самореализации;
  • 7) в удовольствии, наслаждении.
Цель и принципы воспитания
  • Цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося.
  • ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ:
  • 1. Принцип природосообразности.
  • 2. Принцип целостности в подходе к ребенку.
  • 3. Деятельностный принцип.
  • 4. Эгоцентрированный принцип: обращенность к внутреннему миру, развитие чувства «самости», «я» ответственности перед внутренним «Я».
  • 5. Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствия с ведущими потребностями детей разного возраста.
  • 6. Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие воспитателя и воспитанника на объективном единстве целей.
Содержание воспитательного процесса
  • Содержание воспитательного процесса должно служить целям жизни воспитанника и быть связано со становлением мотивационно - потребностной сферы личности ребенка.
  • Направления воспитательного процесса:
  • 1. Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей и благополучная социализация воспитанника;
  • Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • воспитание (развитие) чувств, привитие оптимистического мировосприятия, научение радостному проживанию жизни, каждой ее минуты.
Механизм воспитания
  • При осуществлении процесса воспитания педагогу необходимо знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребенка, осознавать, что каждому этапу личностного развития соответствуют:
  • а) определенная общность людей, в которой ребенок пребывает и осваивает социальный опыт;
  • б) определенная ведущая деятельность, благодаря которой происходит психическое и социальное развитие ребенка;
  • в) определенные психические новообразования, которые ложатся в основание личности растущего человека.
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.
  • Испытывая чувство неудовлетворения от существующих в педагогической науке и практике подходов и технологий определения эффективности процесса воспитания, В.П. Созонов предлагает два пути оценивания результатов воспитательной деятельности.
Первый путь - это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности воспитанников.
  • Первый путь - это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности воспитанников.
  • Критерии оценки результативности:
  • Психологический климат коллектива,
  • Интеллектуальный и эмоциональный фон жизни,
  • Уровень психологической защищенности и свободы каждого ребенка,
  • Характер взаимоотношений ученика и учителя,
  • детей между собой,
  • степень доверия, взаимоуважения, взаимопомощи всех членов школьного сообщества;
  • возможность самоутверждения, самореализации каждого ребенка в формах жизнедеятельности коллектива.
Второй путь связан с поиском неких глубинных основ и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы поведения, а внутренний мир, отношения, установки.
  • Второй путь связан с поиском неких глубинных основ и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы поведения, а внутренний мир, отношения, установки.
  • К числу свойств (качеств) внутренне свободного, здорового человека, способного к саморазвитию и самоактуализации, целесообразно можно отнести:
Самоприятие, гармония и согласие внутренних «образов Я»;
  • Самоприятие, гармония и согласие внутренних «образов Я»;
  • Способность к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами, управлять собой;
  • Знание себя, своих психофизиологических особенностей, а в итоге - особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни;
  • Признание и принятие окружающей среды, бытия других, внешнего «образа мира»; позитивное мироощущение;
  • Способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому;
Чувство собственного достоинства, самоуважение;
  • Чувство собственного достоинства, самоуважение;
  • Активность, поиск новых способов отношений с другими, нацеленность на преодоление жизненных проблем, оптимизм, стрессоустойчивость, стремление к достижению поставленных целей;
  • Признание и готовность к постоянному поиску целей жизни, идеалов и смыслов жизни;
  • Эмоциональная и интеллектуальная независимость, готовность к самостоятельному жизненному выбору;
  • Включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливим.
  • Таким образом, перечисленные качества личности и комплекс необходимых условий для их развитая должны находиться в поле зрения того, кто оценивает результаты воспитательной деятельности,
  • а именно-педагога!
Используемая литература:
  • Степанов Е.Н. «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания», М., «Педагогический поиск», 2003 г.
  • Созонов В.П. «Организация воспитательной работы в классе»: метод. пособие, М., 2000 г.
  • https://yandex.ru/images/search?img_url
  • obtizdat.ru
  • https://yandex.ru/images/search?text=воспитание%20картинки&img_url
  • www.artcafe-vistavka.ru

1. Теоретический анализ педагогических подходов и концепций воспитания в современной общеобразовательной школе

I I Гуманизация как фактор повышения воспитательного потенциала ОУ

1 2 Теоретические основания воспитательной системы школы, ее компоненты и функции

2. Моделирование гуманистической воспитательной системы на основе потребностей школьника

2 1. Структура базовых потребностей школьника как концепция личности ребенка и источник педагогических целей в воспитательной системе школы

2 2 Модель гуманистической воспитательной системы на основе потребностей школьника

3. Реализация воспитательной системы на основе потребностей школьника

3 1 Опытно-экспериментальная деятельность по созданию воспитательной системы на основе потребностей школьника

3 2 Результаты реализации воспитательной системы на основе потребностей школьника в условиях гуманитарного лицея

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитательная система на основе потребностей школьника как фактор гуманизации образовательного процесса школы»

Актуальность исследования. В изменившихся социальных условиях актуальными стали гакие качества личности, как активность, целеустремленность, способность решать разнообразные жизненные задачи и нести ответственность за свои решения. Данные качества предполагают развитую субъект-ность человека: высокую самооценку, чувство собственного достоинства, веру в самого себя, что невозможно воспитать вне свободы, доверия к ребенку и помогающей позиции воспитателя. Все вышесказанное обусловливает актуальность поиска новых подходов к воспитанию и образовательному процессу в целом.

Конкретной практической задачей становится научное осмысление деятельности педагогов, создание такого ценностного пространства бытия школьников, в котором бы отношения, окружающая среда и ресурсы управления представляли собой целостный социально-педагогический механизм воспитания, гармонично сочетающийся с внутренними психо-физиологическими источниками саморазвития ребенка - потребностями, мотивами, интересами, дарованиями, что позволило бы установить диалоговые отношения субъектов воспитания.

Вместе с тем, в ходе предпринятого исследования выявлен ряд противоречий:

Между объективной необходимостью гуманизации отечественной школы и реальной традиционной практикой взаимоотношений педагогов и воспитанников, строящейся на авторитарной педагогической позиции, требовании и принуждении;

Между гуманистическими целями воспитания, которые ориентированы на саморазвитие детей, и традиционной технологией их реализации, которая по традиции строится в социоцентрической парадигме образования, игнорирующей внутренние механизмы самостроительства ребенка: потребности, мотивы, интересы;

Между признанием воспитательной системы важнейшим педагогическим фактором реализации институционального влияния школы на становление личности школьника и недостаточной разработанностью технологии включения в систему ее главного субъекта - самого воспитанника с его сущностными стремлениями и задачами личностного роста, потенциалом развития и дарований.

Указанные противоречия определяют проблему исследования: при каких педагогических условиях создание и функционирование воспитательной системы, основанной на потребностях школьника, может стать фактором гуманизации образовательного процесса школы?

Объект исследования - воспитательный процесс в школе.

Предмет исследования - гуманистическая воспитательная система на основе потребностей школьника.

Цель - разработать, теоретически обосновать модель гуманистической воспитательной системы на основе потребностей школьника и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность.

Гипотеза исследования - воспитательная система как социально-педагогический механизм организации жизнедеятельности субъектов образовательного учреждения (внешней среды воспитания) станет фактором гуманизации образовательного процесса, если ее структурные компоненты (цели, деятельность, отношения субъектов, среда и управление) будут способствовать реализации школьником своих базовых потребностей (внутренней среды саморазвития), а образовательный процесс школы будет отвечать следующим педагогическим условиям:

Физическая, психическая, социальная защищенность школьника;

Социальный статус школьника в детском коллективе школы, удовлетворяющий его как субъекта деятельности;

Разнообразная по видам деятельность школьника: творческая, личностно-значимая деятельность, соответствующая интересам и способностям;

Поддерживающая, помогающая профессиональная позиция классного воспитателя и родителей в проблемах самоопределения и социализации воспитанника в образовательном процессе школы;

Расширяющаяся социально-педагогическая среда для самоутверждения, самоопределения и самореализации школьника в пространстве «класс» - «школа» -> «микрорайон» -» «город»;

Диагностико-аналитическое управление воспитательной системой, ре1ули-рующее состояние эмоционально-волевой, потребностно-мотивационно-смысловой сфер ребенка и педагога как механизмов самоактуализации и самоуправления главных субъектов образовательного процесса.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1) определить степень изученности проблемы организации педагогической деятельности в школе;

2) уточнить понятие «воспитание» в связи с процессом гуманизации образовательного процесса школы;

3) проанализировать теоретические подходы к созданию воспитательной системы школы: ценностные основания, целевые ориентации, структурные компоненты, профессиональную позицию педагога и положение школьника в системе ценностных отношений субъектов воспитания;

4) разработать модель гуманистической воспитательной системы школы;

5) экспериментально проверить возможность практической реализации модели гуманистической воспитательной системы, разработать критерии и показатели для оценки педагогических условий, продуцируемых предлагаемой моделью воспитательной системы школы.

Теоретико-методологической основой исследования явились идеи педагогической и философской антропологии (Н.А.Бердяев, В.П.Зинченко, Н.И.Пирогов, В.В.Розанов, А.А.Ухтомский, К.Д.Ушинский и др.); принципы природосообразности, культуросообразности и деятельностного подхода (П.П.Блонский, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев и др.); теории представителей гуманистической психологии и педагогики (З.Фрейд, А.Маслоу, Я.Морено, К.Роджерс, В.Франкл, Э.Эриксон и др.); концепция «свободных школ» Европы (М.Монтессори, А.Нилл, С.Френе, Р.Штайнер и др.); системный подход как отражение комплексности, целостности, преемственности воспитательных воздействий (В.А.Караковский, А.С.Макаренко, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов и др.).

В процессе исследования были использованы следующие методы. Методы теоретического анализа: ретроспективный, включающий анализ отечественной и зарубежной литературы в области педагогики, истории педагогики, психологии, социальной педагогики; изучение и обобщение педагогического опыта по исследуемой проблеме; анализ существующих подходов и моделей воспитательных систем ОУ; педагогическое проектирование; эмпирические методы: наблюдение и включенное наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности детей, диагностики психологического климата и динамики здоровья учащихся: сравнительных оценок родителей, высказываний учащихся, отношения к лицею в общественном мнении города; педагогический эксперимент.

Этапы исследования:

Первый, аналитико-констатирующий (1980-93 гг.) - эмпирические наблюдения и анализ образовательного процесса автором в качестве директора школы, констатация сущностного противоречия между педагогическими целями классного руководителя и актуальными внутренними задачами личностного роста воспитанников на разных возрастных ступенях в период обучения в школе. Изучение отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы и поиск новых методологических оснований целеобразования и конструирования системы воспитания в ОУ.

Второй, теоретико-проектировочный (1993-99 гг.) - анализ различных воспитательных систем и продуцируемых ими педагогических условий, определение темы, объекта, предмета, гипотезы исследования, разработка проекта воспитательной системы с новым теоретическим основанием - базовыми пофебностями школьника, призванными гуманизировать школьные отношения. Сформулированы критерии и показатели сформированности гуманистической воспитательной системы.

Третий, экспериментально-формирующий (1999-2003 гг.) - экспериментальная работа в школах республики и гуманитарном лицее г.Воткинска по реализации модели «Воспитательная система на основе потребностей школьника», освоение индивидуально-ориентированных технологий организации коллективных воспитательных мероприятий (КТД) и педагогической техники в индивидуальном взаимодействии с ребенком, уточнение критериев оценки эффективности воспитательной системы школы.

Четвертый, контрольный (2003-06 гг.) - обобщение и систематизация полученных результатов эксперимента, оформление материалов в научно-методических статьях, пособиях и настоящей диссертации.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Совокупность базовых потребностей школьника как концепция личности ребенка и теория его развития является системообразующим основанием гуманистической воспитательной системы, снимающей принципиальный конфлик! между внешними, педагогическими целями воспитания и внутренними, личностными, задачами социального развития воспитанника: самозащиты, самоутверждения, самоопределения и т.д. Определение сущности воспитания в предлагаемой концепции воспитательной системы предстает как деятельность субъектов воспитания, направленная на создание психолого-педагогических условий для реализации школьниками своих базовых потребностей.

Природной активности ребенка в творческой, личностно-значимой деятельности (потребность в активности, в деятельности);

Физической, психической, социальной защищенности (потребность в защищенности);

Самовыражения, позитивного самоутверждения среди сверстников (потребность в самоутверждении);

Обретения целей и смыслов жизни с учетом потребностей других (потребность в смыслах жизни);

Самореализации в жизнедеятельности школы и грядущей взрослой жизни (потребность в самореализации);

Сохранения и укрепления здоровья (потребность быть здоровым);

Самореабилитации и радостного бытия как условия не только психического, но и социального здоровья личности (потребность в успехе, в радости).

3. Воспитательная система на основе базовых потребностей школьника становится фактором гуманизации образовательного процесса: внешняя, педагогическая деятельность ненасильственно переходит во внутреннюю деятечь-ность ребенка, так как в сознании школьника она выступает как помощь в решении его личностных проблем, индивидуальных целей, ценностей и смыслов. Научная новизна исследования:

Разработана авторская модель гуманистической воспитательной системы школы на основе потребностей школьников, в которой цели саморазвития ребенка становятся воспитательными целями деятельности педагога, что позволяет реализовать на практике педоцентрический, гуманно-личностный подход к ребенку в процессе воспитания;

Определено содержание воспитательной деятельности, «наполнением» которой становится формирование ценностных отношений субъектов воспитательной системы в процессе деятельности, что соответствует принципам аксиологического подхода в современной теории воспитания;

Выявлены педагогические условия воспитательного процесса в школе, основными из которых являются:

Психологическая защищенность школьника в образовательном процессе,

Организация личностно-значимой деятельности школьника,

Гуманная профессиональная позиция педагога,

Расширяющаяся социально-педагогическая среда для самоутверждения, самоопределения и самореализации детей,

Рефлексивное управление воспитательным процесом.

Теоретическая значимость исследования:

Обоснована созданная гуманистическая воспитательная система, целью и содержанием которой является удовлетворение базовых потребностей школьника, тем самым внесен вклад в теорию педагогики;

Обоснованы принципы гуманной профессиональной позиции воспитателя по отношению к школьнику, реализуемые через конкретные технологии организации воспитательных мероприятий и техники индивидуального взаимодействия школьников;

Разработаны критерии и показатели сформированности и эффективности функционирования воспитательной системы школы как механизма гуманизации педагогических условий образовательного учреждения.

Практическая значимость исследования:

Предложена карта-схема критериев и показателей сформированности воспитательной системы как педагогического инструмента управления образовательным процессом школы;

Разработанно программно-методическое, нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса в школе, которое используется на практике для оценки качества воспитательной работы классных руководителей в лицее г.Воткинска и школах №№ 83, 84 г.Ижевска;

Авторский спецкурс «Воспитание на основе потребностей человека» для заместителей директоров по воспитательной работе и воспитателей ОУ входит в образовательные программы ИПКиПРО УР и читается в системе переподготовки педагогов на протяжении 10 лет.

Материалы исследования могут найти применение в школьной системе методической работы школ, а также в педагогических вузах при подготовке учителей.

Достоверность полученных результатов определяется исходной непротиворечивой теоретической базой исследования, междисциплинарным подходом к предмету исследования, комплексом эмпирических и теоретических методов исследования, адекватных его объекту, предмету, целям, задачам.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения концепции обсуждались на научно-практических конференциях различного уровня (г.Чебоксары, 1992; г.Ижевск, 1996, г.Владимир, 2001 и др.), а также на заседаниях учебно-методическою сове 1а ИПКиПРО УР.

Концепция воспитательной системы на основе потребностей человека нашла отражение в книге Е.Н.Степанова и Л.М.Лузиной «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания», М.: Творческий центр «Сфера», 2003.

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 4 таблицы, 5 рисунков, 4 схемы, заключения, библиографии из 146 наименований, 5 приложений. Содержание диссертации изложено на 197 страницах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

  • Современное состояние и перспективы развития гуманизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях России 2004 год, доктор педагогических наук Обухова, Людмила Александровна

  • Моделирование воспитательного пространства школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями 2006 год, кандидат педагогических наук Чепурышкин, Игорь Петрович

  • Формирование гуманистических взаимоотношений учащихся начальных классов в школе развивающего обучения 2007 год, кандидат педагогических наук Овсянникова, Светлана Константиновна

  • Воспитательная деятельность в общеобразовательной школе: функции, критерии, механизмы 2005 год, доктор педагогических наук Сафронова, Елена Михайловна

  • Развитие воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей на основе событийно-интегративного подхода 2012 год, доктор педагогических наук Болотова, Марина Ивановна

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Созонов, Валерий Петрович

Основные выводы исследования:

1. Авторская гуманистическая воспитательная система является фактором гуманизации образовательного процесса школы, поскольку все компоненты системы: концепция личности ребенка, содержание воспитания, педагогическая техника, школьная среда, принципы и инструменты управления ОУ -подчинены главному - созданию соответствующих педагогических условий: психологическая защищенность и эмоциональная целостность личности ребенка, возможность самоутверждения, самоопределения, самореализации школьника в разнообразии видов предметного и социального творчества ОУ, в здоровьесберегающих технологиях обучения, атмосфере успеха, мажора и «радости завтрашнего дня» при поддерживающей помогающей профессиональной позиции педагогов.

2. Содержанием воспитания в модели ВС «от потребностей школьника» становится формирование ценностных отношений воспитанника: к деятельности, к другим, к самому себе, так как в каждом воспитательном мероприятии педагог создает ситуацию, где воспитанник должен решать проблему выбора способов поведения в коллективе для самовыражения с позиции нравственности: добра, справедливости, совести, стыда и т.д.

3. Модель воспитательной системы на основе потребностей школьника реализована в условиях гуманитарного лицея г.Воткинска. Демократический уклад жизни лицея, положительный психолого-педагогический климат, партнерские взаимоотношения детей и педагогов, ровная структура классных коллективов, оптимистическое самоощущение лицеистов, зафиксированные в психологических исследования, отзывах о школе детей, родителей, педагогической общественности, подтверждают выводы о благоприятной для развития школьников атмосфере, позитивных процессах саморазвития учеников, гуманизации образовательного процесса ОУ. 4. Разработанная автором исследования образовательная программа «Воспитательная система на основе потребностей школьника как инструмент управления воспитательным процессом в ОУ» признана актуальной и востребо-ванна на курсах повышения квалификации руководителей школ ИПКиПРО УР.

Перспективным в дальнейшем нам представляется изучение эволюции социальных потребностей юноши (девушки) в других типах образовательных учреждений: в средних специальных ОУ, в вузах.

Заключение

Обобщая результаты теоретическою и практического исследования, есть основание сделать вывод, что идея социальных потребностей школьника можем быть принята в качестве методологического основания при конструировании гуманистических воспитательных систем в современной школьной практике. Обоснованность данного вывода подтверждает модель воспитательной системы лицея г.Воткинска УР, которая имеет все признаки гуманистической. Применение известных технологий, а также выработанные педагогами лицея методики и приемы поддержки ребенка при вовлечении в активную коллективную жизнедеятельность кураторами лицея показал, что активность, самодеятельность и творчество учеников возникают именно тогда, когда реализуются потребности детей в защищенности, в самоутверждении, в достижении внутренних целей и смыслов актуального бытия и др. Социальные потребности выступают для формирующегося самосознания воспитанника как ею внутренние задачи возраста, личностные ценности, достигая которые, он обретает чувство собственного достоинства, уверенность в ценности своего «Я», ощущение законности права на самовыражение и признание в социуме, что, по утверждениям педат о-гов, является психическим основанием общественной активности, самостоятельности, ответственности социально зрелой личности.

Сущность воспитания в воспитательной системе на основе потребностей школьника предстает как педагогическая деятельность, направленная на реализацию школьником базовых психо-социальных потребностей человека.

Эксперимент доказал, что образовательный процесс при помогающей профессиональной позиции воспитателя определяют педагогические условия:

Физическая, психологическая, социальная защищенность школьника;

Творческая социально и личностнозначимая деятельность;

Удовлетворяющий ребенка как субъекта своего развития социальный статус в коллективе сверстников;

Опыт социальных проб и ценностного самоопределения как условие осознания себя, целей и смыслов собственного бытия;

Практика здорового образа жизни;

- «мажорный тон» лицейской жизни, «радость завтрашнего дня» как ведущий принцип детского бытия.

Содержательную особенность реализованной в ходе эксперимент модели воспитательной системы выявляет определение: воспитательная среда на основе потребностей школьника есть педагогический феномен, включающий в себя два воспитывающих механизма, механизм воспитания - целенаправленную деятельность педагогического коллектива и механизм самовоспитания -психическую самоуправляемую деятельность субъектов - школьников, которые в совокупности (взаимосогласовании, взаимодополнении, взаимопомощи) создают условия для реализации внутренних потенций - задатков, дарований, способностей детей, которые заложила в них природа как условие самореализации, самоосуществления человека

Апробированная модель воспитательной системы позволила разрешить противоречия:

Между объективной необходимостью гуманизации отечественной школы и традиционной практикой взаимоотношений педагоюв и воспитанников, строящейся на авторитарной педагогической позиции, требовании и принуждении;

Между гуманистическими целями воспитания, которые объективно находятся в педоцентрическом подходе и ориентированы на процессы саморазвития детей, и технологией их реализации, которая по традиции строится в социоцен-трической парадигме образования, игнорирующей внутренние механизмы самостроительства ребенка: потребности, мотивы, интересы;

Между признанием воспитательной системы важнейшим педаго1 ическим фактором реализации институционального влияния школы на становление личности школьника и недостаточной разработанностью технологии включения в систему ее главного субъекта - самого воспитанника с его сущностными стремлениями и задачами личностного роста, потенциалом возможностей и дарований.

Контент-анализ, анализ документов, исследование психологов лицея, приведенные в итоговой таблице подтверждают сформулированную в начале эксперимента гипотезу, доказывают сформированность и эффективность созданной модели воспитательной системы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Созонов, Валерий Петрович, 2006 год

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995. - 320 с

2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образовании, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики//Приложение к ж.«Народное образование». М.: Издат.дом Ш.Амонашвили, 1998. - С. 15-19.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

4. Асмолов А.Г. Содействие ребенку развитие личности/УНовые ценности образования. 1996, № 6. - С.55-59.

5. Барышников E.H. Ценностно-смысловое определение воспитательной системы образовательного учреждения: Дисс.к.пед.наук. СПб., 1999. - 154 с.

6. Белкин A.C. Ситуация успеха. Как ее создать. M., 1991. - 96 с.

7. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. Дисс.на соиск.уч.ст.канд.пед. наук.-М., 2000. 102 с.

8. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986. - 185 с.

9. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. M., 1998. - 215 с.

10. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (основные положения концепции воспитания в измененных социальных условиях). Ростов-на-Дону, 1995. - 708 с.

11. П.Бродский Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий. Дисс.на соиск.уч.ст.канд. пед.наук. Екатеринбург, 1993. - 207 с.

12. Бубер М. Я и ты. М., 1993.-285 с.

13. Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществле-ния/УХрестоматия по истории школы и педагогики в России. М., 1974. -429 с.

14. Вопросы воспитания: системный подход/Под ред.Л.И.Новиковой. М.: Прогресс, 1981.- 136 с.

15. Воронов В.В. Технология воспитания. М.: «Школьная Пресса», 2000.- 79 с.

16. Воспитание индивидуальности/Под ред.Е.Н.Степанова. М.: Творческий центр, 2005.- 218 с.

17. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации// Сб.науч.трудов под ред.Л.И.Новиковой. М.: НИИТиПК, 1997. - 134 с.

18. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски/Сост.Н.Л.Селиванова -М.: Знание, 1989.- 80 с.

19. Воспитательная система школы: проблемы управления. М., 1992. Библиотека журнала «Директор школы». - С.6-9.

20. Воспитательное пространство малого города/Под ред.В.А.Гаврилина и М.В.Корешкова. Владимир: «Владимирская школа», 1999. - 124 с.

21. Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы/ Под ред.Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой. М., 1995. - 134 с.

22. Воспитать человека: Сб.нормативно-правовых, науч.-методич., организа-ционно-практич.материалов по проблемам воспитания. М.: Издат.центр «Вентана-Граф», 2002. - 215 с.

23. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития де-тей//Положение детей в мире. 1991. - 52 с.

24. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Прогресс, 1937. - 112 с.

25. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

26. Выготский Л.С. Педология подростка/Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 г. Т.4. -М., 1982.- 215 с.

27. Гаврилин A.B. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем. 2-е изд., испр. Владимир: Изд-во «Владимирская школа», 1998. -208 с.

28. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема//Новые ценности образования. Вып.З. М.: Инноватор, 1995. - С.53-58.

29. Газман О.С., Иванов A.B. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. М., 1992. - 75 с.

30. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: Дис.на соиск. уч.ст.д.пед.н. М., 2000. - 210 с.

31. Дистервег А. Избранные педа1 oi ические сочинения. М., 1936. - 118 с

32. Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2. 1986. -310с.

33. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1990. - 86 с.

34. История педагогики. М.: Просвещение, 1981.- 367 с.

35. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991.-96 с.

36. Как построить свое «Я»/Под ред.В.П.Зинченко. М.: Педагогика, 1991. -136 с.

37. Караковский В.А. Воспитание эффективно, если оно системно//Воспитать человека. М.: Издат.центр «Вентана-Граф», 2002. - С.81-82.

38. Караковский В.А. Воспитательная система школы как объект педагогического управления: Автореф.дис.д.пед.н. М., 1989. - С.38-41.

39. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991. - 208 с.

40. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М., 1995. - 65 с.

41. Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. М., 1990. - 62 с.

42. Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1992.- 57 с.

43. Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методич. пособие/Под ред.Е.Н.Степанова. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 134 с.

44. Кленская. Беседы о смысле жизни. М., 1989. 78 с.

45. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. СПб., 2003. - 96 с.

46. Колесникова И.А., Барышников E.H. О воспитании и воспитательных системах СПб.: ЦПИ, 1986. - 122 с.

47. Колеченко A.K. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.: Изд-во «Каро», 2002. - 290 с.

48. Кон И.С. Огкрьпие «Я». М., 1978. - 63 с.

49. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. - 89 с.

50. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979. - 93 с.

51. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании/Пер. с польск. М. Политиздат, 1990.- 351 с.

52. Ксензова Г.Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. - 224 с.

53. Куракин А.Т., Новикова Л.И., Лийметс Х.И. Коллектив и личность школьника. Основы теории воспитательного коллектива. Вып.1. 4.2. Таллин: РИИУ ЭССР, 1981.- 124 с.

54. Лазарев B.C. Управление школой: теоретические основы и методы (учебное пособие). М.: ЦСиЭИ, 1997. - 336 с.

55. Леви В.Л. Искусство быть другим. М., 1972. - 67 с.

56. Леви В.И. Искусство быть собой. М., 1973. - 91 с.

57. Леонтьев А.Н. Психология саморазвития личности. М., 1993. - 94 с.

58. Лихачев Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода. М., 1985. - 84 с.

59. Лузина Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход. -Псков, 2000.- 191 с.

60. Лутошкин А.Н. Эмоциональный потенциал коллектива. М., 1988. - 76 с.

62. Макаренко A.C. Сочинения: В 7 т. М., 1951. Т.5. - 375 с.

63. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М.: Пед.общество России, 2002. - 210 с.

64. Маленкова Л.И. Человековедение. М., 1993. - 211 с.

65. Маленкова Л.И. Я человек! - М, 1996. - 99 с.

66. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. М.; H.Hobi ород: Изд-во Волго-Вятской академии гос.службы, 2002. - ¡57 с.

67. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание соч. Т.42. 265 с.

68. Маслоу А. Психология личности. Г. 1. Бахрах. М.; Самара, 2002. С.391-414.

69. Маслоу А.Х. Мотивация и личность. М., 1954. - 81 с.

70. Меркулова B.J1. А.А.Ухтомский. Очерк жизни и научной деятельности. -М.-Л., 1960.-210 с.

71. Меюды системного педагогического исследования. Уч.пособие/ Н.В.Кузьмина. Л., 1980. - 97 с.

72. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка//История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия. М., 1974. - 372 с.

73. Мотков О.И. Психология саморазвития личности. М., 1993. - 45 с.

74. Мудрик A.B. Социализация и воспитание. М., 1992. - 120 с.

75. Нилл А. Саммерхилл воспитание свободой. - М.: Педагогика-пресс, 2000. - 294 с.

76. Новикова Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985. - 98 с.

77. Новые технологии воспитательного процесса/Н.Е.Щуркова, В.Т. Гитюков, А.П.Савченко, Е.А.Осипова. М., 1993. - С. 115.

78. Олпорт Г. Психология личности Т. 1. Бахрах. М.; Самара, 2002. - С.445-471.

79. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. - 92 с.

80. Педагогика мира: История, теория, практика. Вып. 1. М., 1992. - 209 с.

81. Петровский A.B. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 112 с.

82. Петровский A.B. От поступка к характеру. М., 1963. - 145 с.

83. Петровский A.B. Психология воспитания. М.: Педаго1ика, 1995. - 135 с.

84. Пиаже Ж. Логика и психология. М., 1969. - 83 с.

85. Поташник М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы. М.: Новая школа, 1995.-С.462.

86. Психологические основы воспитания и обучения. Киев, 1929. - 69 с.

87. Психологический справочник/Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. 1990. - 494 с.

88. Психология: Словарь. М.: Изд-во политич.лит, 1990. - 314 с.

89. Реан A.A. Психология педагогической деятельности (Проблемный анализ)-Учеб.пособие. Ижевск: Изд-во УдГУ, 1994. - 83 с.

90. Роджерс К. Психология личности. Т. 1. Бахрах. М.; Самара, 2002. - С.35 1 -377.

91. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1991.

92. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -С.423.

93. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании//Педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1.-М., 1981.-94 с.

94. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников (школьные технологии). Народное образование, 1999, № 6.

95. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

96. Селевко Г.К., Тихомирова А.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. Ярославль, 1991. - 94 с.

97. Селиванова H.JI. Современное представление о воспитательном просгран-стве//Пе даго гика. 2000, № 6. С.35-39.

98. Сибирцова Г.Н. Настольная книга замдиректора школы по воспитательной работе (опыт, рекомендации, документы). Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - С.379.

99. Сидоркин A.M. Развитие воспитательной системы школы как закономерный процесс. Автореф.дис.к.пед.н. М., 1991. - 22 с.

100. ЮО.Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека/УВопросы психологии. 1986. № 6. 64 с.

101. ЮГСлободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 1994.-71 с.

102. Созонов В.П. Воспитание на основе потребностей человека//Педагогика, 1993. № 2. С.28-32.

103. Созонов В.П. О плане и планировании воспитательной работы в школе// Воспитать человека. М.: МО РФ, 2003. - С.260-264.

104. Союнов В.П. Организация воспитательной работы в классе: Методич. пособие для классных руководит. М.: Центр «Педагогический поиск», 1999. - 160 с.

105. Юб.Союнов В.П. Самовоспитание как смысл жизни и цель воспитания// Методический вестник ИУУ. Ижевск, 2003. - С.26-29.

106. Созонов В.П. Что возведем на месте развалин?//Народное образование, 1995. №5-6.

107. Созонов В.П. Что такое «хорошая школа»?//Народное образование, 1999. № 7-8.

108. Сокольников Ю.Г. Всеобщая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности: Учеб.пособие. Чебоксары: ЧГПУ им.И.Я.Яковлева, 2001. - 76 с.

109. Ю9.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политич.книга, 1972. - 119 с.

110. Степанов E.H. Воспитательная система класса. М.: Педагогический поиск, 2002.- 121 с.

111. Ш.Степанов E.H. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. М.: Творческий центр «Сфера», 2003. - 125 с.

112. Степанов E.H. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. Псков: ПОИГ1КРО, 1998. - 263 с.

113. П.Степанов E.H., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: Педагогический поиск, 2002. - 89 с.

114. Стратегии жизни в современных условиях (образование, профессия, карье-ра)/Учебное пособие для 10-11 кл. средней школы. Под ред. И.Т. Михайлова.- СПб.: Союз, 2004.-215 с.

115. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. Т.З. М.: Педагогика. - 303 с.

116. Пб.Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов. М., 1991. - 56 с.

117. Толстой Л.Н. Дневники. Соб.соч. В 22 т. Т.22. М., 1985.

118. Толстой Л.Н. Письма. Соб.соч. В 22 т. Т. 19-20. М., 1984.

119. Тубельский А.Н. Школа самоопределения. В 2 кн. М., 1992. - 218 с, 221 с.

120. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. М.: Пед.общество России, 1999. - 264 с.

121. Ухтомский A.A. Интуиция совести. СПб., 1996. - 360 с.

122. Ушаков Г.А. Некоторые аспекты совершенствования современной системы обраювания//Вестник Удмуртского университета. Серия «Психология и педагогика». -2003. С. 181-184.

123. Ушаков Г.А. Некоторые «проблемы» проблемного обучения//Ж. «Родное слово», 2005, № 4. С.91-93.

124. Философия культуры. СПб., 1996.-304 с.

125. Фиофанова O.A. Воспитательная система школы как фактор социального взросления подростков. Ижевск: Изд-во Удм.ун-та, 2004. - 125 с.

126. Франкл В.Э. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 362 с.

127. Фрейд 3. Избранные сочинения. М.-Л., 1991. - 320 с.

128. Френе С. Педагогические инварианты//Избр.педагог.соч. М., 1990. - 265 с.

129. Фридман Л.М. Психологическая наука учителю. - М., 1985. - 310 с.

130. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интер-пракс, 1995. -288 с.

131. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 174 с.

132. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей. М., 1996. - 118 с.

133. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993. - С.156-157.

134. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 384 с.

135. Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа этического миро- и жизнеутверждения//Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности -М., 1990.-342 с.

136. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. М., 1994. - 89 с.

137. Штайнер Р. История педагогики. М.: Педагогика, 1996. - 304 с.

138. Щуркова Н.Е. Ключевой вопрос воспитания и профессиональный субъект воспитания//Воспитать человека. М.: Издат.центр «Вентана-Граф», 2002. - С.98-112.

139. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Пед.общество России, 2002.-390 с.

140. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. -81 с.

141. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. - 190 с.

142. Эриксон Э.Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. - 43 с.

143. Юодайтитс А. Современный педоцентризм: горизонты надежд// Педаюги-ка. 2002, № 8. С.25-29.

144. Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1996. - 352 с.

145. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001.-365 с.

146. Список научных и учебно-ме!одических работ Созонова Валерия Пе1ровичап/п Наименование работы Форма работы Выходные данные Объем

147. Философско-психологическое обоснование системы воспитательной работы на основе потребностей школьника печати. Сб.научных трудов «Теоретические и методические вопросы образования». М., 1991 0,15 п.л.

148. Потребности ребенка главная забота педагога печати. Материалы научно-практической конференции в г.Чебоксары. Че-боксары-Москва, 1992 0,15 п.л.

149. Воспитание на основе потребностей человека печати. Ж. «Педагогика», № 2. М., 1993 0,15 п.л.

150. Рядом и чуть-чуть впереди печати. УГ,№ 16. 13.04.1993 0,1 II.л.

151. Материалы к аттестации руководителей ОУ УР печати. Метод.пособие ИУУ УР. Ижевск, 1994 0,5 п.л.

152. Что возведем на месте развалин? печати. Ж. «Народное образование, №5. М., 1995 0,2 п.л.

153. Что возведем на месте развалин? печати. Ж. «Народное образование, №6. М., 1995 0,3 п.л.

154. Слагаемые воодушевляющего управления печати. Материалы научной конференции МВЕУ. Ижевск, 1996 0,15 п.л.

155. Ах, эти скучные должностные обязанности печати. Ж. «Классный руководитель», № 1. М., 1996 0,2 п.л.

156. Каждый нужен, каждый незаменим печати. Ж. «Народное образование», № 10. М. 1996 0,2 п.л.

157. Монография «Найти в себе точки опоры». Пособие для зам.дир. по воспитательной работе, кл.руководителей и воспитателей печати. ИУУ У Р. Ижевск, 1997 4,5 п.л.

158. Как разработать концепцию обновленной школы? Метод, пособие для рук. ОУ печати. ИУУ УР. Ижевск, 1997 "> 5 пл.

159. Воспитательная система на основе потребностей человека печати. Ж. «Классный руководитель», №3, 1998 2,5 пл.

160. Настольная книга классного руководителя. Метод, пособие для классных воспитателей печати. Воткинск, 1998 4.5 пл.

161. Монолог устало! о директора печати. Ж. «Народное образование», № 4, 1998 0,3 пл.

162. Должен ли воспитатель любить своего воспитанника? печати. Ж. «Классный руководитель», № 1, 1999 0,3 пл.

163. Организация воспитательной работы в классе. Метод, пособие для классных руководителей печати. М.: Ценф «Педагогический поиск, 1999 10 п.л.

164. Что такое «хорошая школа» печати. Ж. «Народное образование», №7-8, 1999 0,5 п.л.

165. Классный руководитель: содержание деятельности, критерии оценки качества труда печати. Ж. «Сельская школа», №№4-6, 1999 0,5 п.л.

166. Классный час или час классного руководителя? печати. Ж. «Народное образование», № 1,2000 0,5 п.л.

167. Как разработать концепцию обновленной школы печати. Ж. «Сельская школа», №№ 1-3,2000 п 5 п.л.

168. Гармоничная личность: миф или реальность печагн. Ж. «Сельская школа», №№ 4-5, 2000 0,5 п.л.

169. Как измерить результаты воспитательной работы? печати. Ж. «Народное образование», № 9, 2000

170. Воспитательная система на основе потребностей человека печати. Ж. «Сельская школа», № 2,2001 0,5 п.л.

171. Воспитание вне закона? печати. Ж. «Народное образование», № 4,2002 0,5 п.л.

172. Романтик из провинции. Портрет директора школы печати. Ж. «Народное образование», № 8, 2002 0,5 п.л.

173. Самовоспитание как смысл жизни и цель воспитания печати. Методический вестник ИУУ. Ижевск, 2003 0,2 пл.

174. Как повысить эффективность знаний, полученных на курсах повышения квалификации в ИУУ? печагн. Методический вестник ИУУ. Ижевск, 2003 0,2 п.л.

175. О плане и планировании воспитательной работы в школе печати. Книга «Воспитать человека. Минобразование России, 2003 0,2 п.л.

176. Детская одаренность и принципы воспитания печати. Сб. «Проблемы детской одаренности». ИПКи-ПРО, Ижевск, 2005 0 1 ПЛ.

177. Воспитательная система и способы ее реализации печати. Ж. «Народное образование, № 9, 2006 0,5 1 пл. ,

178. Организационно-технологическая карта оценки эффективности воспитательной системы ВГИЛ

179. Критерии сформированное™ ВС В1 ИЛ

180. Показатели объективное! и критериев

181. Субъекты, механизмы управления ВС ВГИЛ

182. Признаки реали зации базовых потребностей школьников1.Уклад жизни В1 ИЛ

183. Наличие стабильною, справедливого, 1>манного, трудовою, прерываемого яркими эмоциональными праздниками образа жизни ОУ

184. Со1ласованнос1ь и единство целей, принципов, дел, поступков и поведения учащихся, педагогов, родителей.

185. Единство принципов организации учебною и воспитательною процессов (ЬМ ГО, мастерских, технологии воспитания Г К Селевко, О С Газмана,

186. В П Созонова) на основе идеи развития с)бъектпости ребенка

187. Преемственность урочной и внеурочной, школьной и внешкольной деятельности как единого пространства жизни и самореализации детей

188. Богатство, разнообразие видов деятельности учеников, личностная и общественная значимость, творческая организация, ценностная направленность образовательная

189. Отзывы о лицее1 «хорошая школа» (общественность), «родная» (учащиеся), «наш лицей» (родители)

190. Конкурс учащихся в городе 4,5 чел на место

191. Высокии имидж пицея в юроде и республике

192. Стабильность пед коллектива (в г.ч кураторов).

193. Высокая мотивация учащихся на уроке и во внеурочных делах

194. Гуманный правст-венно-психологичес-кии климаI в лицее отсутствие ЧП, конфликтов, жалоб, правонарушении

195. Наличие «ниши успешности» у КАЖДОГО ученика

196. Лицей мною-кратный победитель республиканских и российских конкурсов ВС

197. Общее количество творческих объединений учащихся в лицее 682 8 научных обществ

198. Среднее количество кружков и факультативов на одного

199. Нормативно-правовая база Устав, Кодексы Чести педа-югов и учащихся

200. Организационная культура (традиции и ритуалы, символика флаг, гимн, г азета)

201. I уманная педагогическая философия и политика пед коллектива, понимание педаюгами своей МИССИИ помощи ребенку в решении его жизненных проблем.

202. Фасилиыюрская, поддерживающая деятельность КУРАТОРОВ, позиция: «С1аршии товарищ», «вюрая мама», «пед пример»

203. Ортаны управления и соуправлспия в лицее педаююв, детей и родителей

204. Работа психологической службы В1 ИЛ

205. Бюджетное финансирование педаююв

206. Родительскии фонд «Некоммерческое партнерство»

207. Попечительский совет ВГИЛ.

208. Транш за победы в социальных проек

209. Атмосфера ЗАЩИЩЕННОСТИ ребенка, «мажор», «радость завтрашнего дня»2 91% лицеисюв идут в шко 1у «с радостью», 96% «нам повезло, чю мы учимся в лицее»

210. Высокая активность лицеисюв в учебе, «внеурочная деятельность» в социальных проектах Iорода

211. Завышенная самооценка 95% лицеистов

212. Богатое пространство выборов и способов самоопреде тения

213. Гуманные условия для самоутверждения и самореализации

214. Формирование по-зитивпого «Образадеятельность на уроке,- внеурочная традиции (в методике КТД),- клубная деятельность,- ДО в городских творческих ценфах;- социальные проекты вiороде,- самодеятельность в семьеучащегося 2,7 (включая ДД1 города)

215. Лицейские праздники (К1Д) в среднем одно в месяц

216. Участие в социальных проектах (5-6 в юд)

217. Участие в олимпиадах, турнирах юрода и республики (приювыс места)iax 3

218. Индивидуальные образовательные программы

219. Нед технологии и профессиональные позиции1-К1Д;- куратор друг, защитник и помощник,- порi фолио инструмент туманной оценки ученического труда

220. Локальные акты как совокупность ДОГОВОРОВ СОСУДЫ И ЧЬСТВ А субъектов образовательного пространства

221. Механизмы организационной культуры традиции, символы, знаки флаг, гимн, конституция лицея

222. Педа1 огическое и ученическое СО-управление (конференция, совет лицея, совет справедливых и ДР)4 «Часы общения» -кураторов.

223. Дискуссионный клуб «Вместе». 6 I азета «Лицеи»

224. Договоры о сотрудничестве.

225. Совместные планы успеваемости на год

226. Совместные мероприятия и соревнования, турниры, олимпиады города и республики

227. Я» и чувива собст- | венно!о достоинства I 4 Позитивный жизненный опыт лицеи-ских лет как резучь- | тат социальных проб |

228. Пространство са- | моактуализации в атмосфере защищенности и интеллекi>-ального фона лицея

229. Жизненный опыт как совокупность жизненных СМЫСЛОВ

230. Социальные пробы как опыт самоутверждения

231. Курс «Человекоз-нания» (Г К Селевко) как когнитивная составляющая самореа- J лизации, само> правления, саморефлексии

232. Выстраивание жизненных планов учащихся

233. Широкое социальное пространство дчя самопроявления, самоутверждения, самореализации, самоопределения, саморса-билитации и выборов социальных ролей в будущей взрослой жизни

234. I Взаимодействие субъектов воспитания и характер ЦЕН-Н0С1НЫХ 01 НОШЕНИЙ1 «Лицейский дух» -модель гуманного социального партнерства людей разных поколении (отношение к лицею)

235. Вера в позитивное начало ребенка как ПРИНЦИП и фундамент профессиональной позиции педагогов (отношение педагога к ученику)

236. Высокая самооценка учащихся (отношение к себе)

237. Взаимоуважение педагогов, учащихся и родителей общешкольный коллектив1. Среда, освоеннаядетьми В микрорайоне BI ИЛ- Дворец машиностроителей,- Дворец спорта,- городской стадион,- ДДТ (детский дом творчес гва), -СЮТ,- филиал ИжГГУ

238. Единое представление субъектов -«мы одна большая семья» (из высказывании учащихся)

239. Сплоченность классного коллектива (социометрические исследования)

240. Отсутствие в лицее «трудных» (из отчетных документов)

241. Отсутствие межличностных и групповых конфликтов (статистика)

242. Единое, развитое, позитивное общественное мнение (пед наблюдения)

243. Высокая мотивация на образование,в т ч после окончания лицея

244. Лицеисты главные участники, артисты, спортсмены учреждении кулыуры

245. Занятость лицеистов в клубах за пределами ВГИЛ 56%3 76% профессиональное образование «Бухгалтер малых промышленных предприятии»

246. Установлены связи с ОУ №№29, 30,41,56 I Ижевска

247. Ьжегодные поездки в п Москву, С.Петербург, Казань Профессиональное образование «Бух-1а.иер малых промышленных предприятий»1. V Управление ВГИЛ

248. Стиль управления администрации

249. Наличие и роль коллективных органов педагогического самоуправления (пед совет, конференция)

250. Наличие ученических органов самоуправления

251. Роль родительского комитета

252. Наличие общее т-веиных органов управления ВГИЛ.

253. Проектная деятельное^ учащихся как компонент мею-дики образования

254. Демократический уклад жизни ВГИЛ как отражение демо-кратическо1 о стиля управленческо1о центра

255. Наличие совет школы, конференции, совета стратегии развития (см прил 3), МО, кафедры, ВНИК и др

256. Совег справед 1и-вых, советы дела, ДЮЧ, клуб «Вместе»4 «Некоммерческое партнерство» фонд, Попечительский совет.

257. Правовая база Устав, договоры, фонд, «телефон доверия».

258. Организационная культура ВГИЛ традиционные праздники, акции, мероприятия, где принимают участие все субъекты воспитания3 «Родительская академия»

259. Смотри признаки, показатели, приведенные в дайной I рафе выше, поскольку все дос жжения В1 ИЛ ес1ь результат управленческой дея1ельиости пед коллектива и администрации

260. Обобщенные показатели эффективности гуманистической воспитательной системы в контрольной и экспериментальной выборкахп/п Критерии эффективности Г)Г к/, КГ2

261. Считают психологический климат благоприятным 95% 68% 76%

262. Считают отношения педагогов и обучающихся «человечными» 94% 60% 79%

263. Отношение к школе положительное (идут в школу «с радостью») 91% 43% 64%

264. Отношение к школе негативное (ждут неприятностей) 5% 31% 20%

265. Уровень учебной мотивации 96% 76% 82%

266. Здоровье (п. быть здоровым)

267. Защищенность (п. в защищ-ти)

268. Концепция личности на основе потребностей ребенка

269. Цели ВС и принципы ее реализации

270. Самоутверждение (п. в само-угв.)

271. Отношения субъектов воспитания

272. Управление: критерии и показатели эффективности воспитания

273. Цели и смысли жизни (п. ь см. жизни

274. Самореализация (п в самореализации)

275. Красота и радость жизни (п. в удовольс.)

276. Модель воспитательной системы на основе потребностей школьника

277. Модель организационной структуры (органнграмма) управленческого центра лицея1. ВНЕШНИЕ а СВЯЗИ1. Профком (стач ком)1

278. Зам по \ восп / Зам по чоз \ деят-ти1. МО кл рук Тех персонал

279. Совет м/р-на Коммерч (произв тр)1. Совет ветеран (шк муз) 1. Хоз гр РОНО1. Спорт (физ-кучьт) совет1. Кочис по

280. Модель воспитательной системы по Н.Л.Селивановой

281. Примечание: образовательный процесс О У может оцениваться как гуманный, если педагогические условия его способствуют реализации школьником названных потребностей (человека).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Концепция - система взглядов, определенное понимание явлений и процессов.

Описать концепцию воспитания – охарактеризовать основные компоненты воспитания: цели, содержание, принципы, методы, средства и формы, условия.

В концепции, разработанной З.А. Мальковой и Л.И. Новиковой и коллективом авторов воспитание понимается как педагогически рациональное управление процессом развития растущего человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.

В основе их гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи:

Личностный подход в воспитании;

Гуманизация межличностных отношений;

Опора на сознание, поведение, чувства воспитанников;

Деятельностный, дифференцированный и средовый подходы в организации воспитательного процесса;

Природосообразность воспитания.

Иной подход просматривается в концепции, разработанной группой ученых под руководством О.С. Газманом «Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя)».

Авторы данной концепции предлагают отказаться от программной цели воспитания – формирования гармонической, всесторонне развитой личности, так как реальных возможностей нет. Реальная цель, как подчеркивают авторы – дать каждому школьнику базовое образование и базовую культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть благоприятные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Исходя из современной социально-педагогической ситуации, ими выделены приоритетные направления базовой культуры:

Культура жизненного самоопределения;

Культура семейных отношений;

Экономическая культура и культура труда;

Политическая, демократическая и правовая культура;

Интеллектуальная, нравственная культура;

Культура общения;

Экономическая культура;

Художественная культура;

Спортивная культура.

В.П. Сазонов («Педагогическая система на основе потребностей человека») утверждает, что путь к ребенку лежит через его самосознание. «Воспитание» есть духовное «питание» воспитанника и вхождение с ним на новый уровень от ношений с миром и с самим собой (педагог сможет читать мотивы поведения и побуждает воспитанника к самовоспитанию).

Главная цель воспитания – это создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника; в творческой деятельности, в здоровье и защищенности; в смысле жизни; быть личностью; в саморегуляции.

В концепции Е.В. Бондаревской «Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности» определены функции, базовые компоненты, принципы воспитания.

Основными компонентами воспитания являются:

Воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, гражданственность; чувство собственного достоинства, самоуважения, самодисциплины, честность, ориентирование в духовных ценностях жизни, самостоятельность в принятии решений и ответственность, свободный выбор содержания жизнедеятельности);

Воспитание гуманной личности (милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм, терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним, стремление к миру, добрососедству, понимание цели человеческой жизни);

Воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании, в красоте, рефлексии, общении, поиске смысла жизни, автономия внутреннего мира, цельность);

Воспитание творческой личности (развитые способности, потребность в преобразующей деятельности, знания, умения, навыки, развитый интеллект, интуиция, жизнетворчество);

Воспитание практической личности (знание основ экономики, трудолюбие, хозяйственность, компьютерная грамотность, владение языками мира, знание народных, религиозных обычаев, здоровый образ жизни, физическая закалка, эстетический вкус, хорошие манеры, обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи);

В работе В.А. Караковского «Стать Человеком» за основу учебно-воспитательного процесса взяты общечеловеческие ценности:

Земля – общий дом человечества (людей и природы).

Отечество (Родина).

К ультура.

Мир (согласие между людьми).

Человек.

Цель воспитания – максимальное развитие личности, а главным средством воспитания следует считать «разумно организуемое общество» (школьное общество).

Современные концепции воспитания

Конспект

по дисциплине «Педагогика. Педагогические технологии. Социальная педагогика. Управление образовательными системами»

Выполнила студентка

Группа Ф-МИ 131

Беспалова

Галина Евгеньевна

Научный руководитель

канд. пед. наук, доцент

Шабалина Е.П.

Бийск – 2015

Концепция О.С. Газмана «Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя)»

Одна из первых концепций, которая появилась в период демократической перестройки школы, была разработана О. С. Газманом и А. В. Ивановым и адресована классным воспитателям.

Авторы предложили реальную цель воспитания - дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Базовая культура понимается как некоторая целостность, включающая оптимальное, наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой. Понятие культура включает в гармоническом единстве культуру знания, культуру творческого действия, культуру чувств и общения. Культура это достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт.

Авторы подчеркивают, что воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Достижение гармонии - такова суть психологического, нравственного, физического здоровья человека. Авторы выделяют следующие направления базовой культуры:

Культура жизненного самоопределения;

Культура семейных отношений;

Экономическая культура и культура труда;

Политическая. демократическая и правовая культура;

Интеллектуальная, нравственная культура и культура общения;



Экологическая культура;

Художественная культура;

Физическая культура.

В самоопределении главным компонентом является выработка позиции творца, преобразующего себя. Самоопределение предполагает самостоятельность, позиционную определенность, программу действий для ее воплощения.

Основным условием, обеспечивающим действие этого механизма, его базой, является наличие сфер самоопределения:
1. Человек.

2. Общество.

З. Природа.

4. Интегративные продукты человеческой деятельности (ноосфера).

Воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью.

Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании человеческого в человеке, самоценности человеческой жизни.

Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение таких ценностей, как Родина, народовластие, демократия, гласность, семья, труд, гражданская собственность и др.

Самоопределение в сфере «Человек и природа» строит через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование собственной личности.

Особая область самореализации школьников - развитие творческих способностей. Необходимо помогать ребенку преодолевать сложности в различных видах творческой деятельности.

Самореабилитация предполагает наличие у человека возможностей защитить себя культурными способами от неопределенности, отстоять свою позицию, восстановить мир; умение решать конфликты без нервных перегрузок, способность снять излишнее напряжение, умение овладеть эмоциями, умение отдыхать, адекватно оценивать себя и других.

Самоопределение, самореализация, самоорганизация, самореабилитация, являясь важнейшими компонентами саморазвития личности, становятся и основными направлениями педагогической работы.

(http://lektsii.net/2-27789.html)

Концепция В.П. Созонова «Педагогическая система на основе потребностей человека»

По концепции В.П. Созонова, в воспитании следует опираться на самосознание индивида, исходить из потребностей и внутренних проблем отдельного человека. Воспитанием при этом является деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей личности. К ним относятся свойственные человеку потребности:

– творческой деятельности;

– здорового образа жизни;

– защищенности, безопасности;

– уважения, признания, необходимого социального статуса;

– смысла жизни;

– самореализации;

– удовольствия, наслаждения.

Основной целью воспитания по данной концепции служит обеспечение необходимых условий для удовлетворения базовых потребностей личности, а основными принципами являются:

Принцип природосообразности;

Принцип целостности в подходе к личности;

Деятельностный принцип;

Возрастной принцип;

Принцип гуманизма.

– организация разнообразной, творческой деятельности;

– создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

– формирование благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе;

– создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности;

– психолого-педагогическое просвещение воспитанников.

Для оценивания результатов воспитательной деятельности автор предлагает два пути:

– оценивание работы воспитателя по созданию условий для жизнедеятельности воспитанников;

– поиск воспитателем глубинных оснований и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы поведения, а внутренний мир, отношения, установки.

(https://lib.nspu.ru/umk/0501535f5f94e5d8/t1/ch2.html)