Рекомендации по мед лицензированию. Этапы лицензирования медицинской деятельности

I этап: представление соискателем лицензии документов в лицензирующий орган.

Соискатель лицензии подает в лицензирующий орган:

1. Заявление о выдаче лицензии. Только с момента подачи заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель получают статус соискателя лицензии. В заявлении соискатель лицензии указывает виды медицинской деятельности, которые планируются к осуществлению и срок, в течение которого будет осуществляться медицинская деятельность. В Законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» указывается, что минимальный срок действия лицензии составляет 5 лет, а максимальный определяет Правительство РФ в Положении о лицензировании конкретного вида деятельности. Положение о лицензировании медицинской деятельности предусматривает, что максимальный срок действия лицензии составляет также 5 лет. Таким образом, на настоящий момент минимальный и максимальный сроки действия лицензии на осуществление медицинской деятельности совпадают.

2. Копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Согласно законодательства лицензии могут получать только юридические лица или индивидуальные предприниматели. Структурные подразделения учреждений не вправе получать лицензии. Например, в автотранспортном предприятии имеется здравпункт, осуществляющий предрейсовые осмотры водителей. Лицензия на осуществление медицинской деятельности будет выдана автотранспортному предприятию, а не его подразделению - здравпункту. Таким образом, свидетельство о государственной регистрации указывает - кто является соискателем лицензии.

3. Копии учредительных документов (для юридических лиц). Необходимо отметить, что согласно Гражданскому Кодексу коммерческие организации обладают универсальной правоспособностью, они могут осуществлять (после оформления лицензии в необходимых случаях) все виды деятельности, не запрещенные законом. Даже если указанные виды не указаны в Уставе коммерческой организации. Некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, т.е. могут осуществлять только уставные (перечисленные в Уставе) виды деятельности.

4. Копию свидетельства о постановке соискателя на налоговый учет. Очевидно, что законодатель, вводя этот документ в перечень представляемых для получения лицензии, предусматривал обеспечение налоговой дисциплины.

5. Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии. Необходимо подчеркнуть, что рассмотрение заявления и прилагаемых документов является платной процедурой. Оплата производится в бюджет, и размер ее составляет 300 рублей.


6. Сведения о квалификации работников соискателя лицензии. Перечисленные документы указаны в Законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» и входят в пакет необходимых независимо от вида деятельности. Вместе с тем в Законе указано, что в зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих представление соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям. В Положении о лицензировании медицинской деятельности указаны нижеследующие документы, обязательные для представления соискателями лицензий на осуществление именно медицинской деятельности. Сведения полученные из этих документов позволяют еще на этапе документальной проверки сделать вывод о том, обладает ли соискатель лицензии необходимыми условиями для осуществления заявляемых видов медицинской деятельности.

7. Сведения о материально-техническом оснащении. В современных условиях результаты лечения во многом определяются используемыми медицинскими технологиями. Без наличия соответствующего оборудования невозможно осуществление практически всех видов медицинской деятельности. Однако наличие какого-либо оборудования само по себе еще не свидетельствует о наличии возможности оказывать конкретный вид медицинской деятельности. Важным представляется оценка степени износа данного оборудования, пригодности его использования. Кроме того, согласно Федеральному Закону «О единстве измерения» все оборудование, относящееся к средствам измерения должно проходить ежегодную поверку. Поэтому соискатели лицензии указывают: какое оборудование у них имеется для осуществления заявленных видов медицинской деятельности, год выпуска, год и результаты прохождения технического осмотра и поверки.

8. Сведения об организационно-технических возможностях. Медицинская помощь должна быть безопасной не только с медицинской точки зрения, что преимущественно достигается соответствием кадров и оборудования лицензионным требованиям и условиям, но и в санитарно-эпидемиологическом и противопожарным аспектах. Поэтому соискатели лицензий представляют в лицензирующий орган заключения Госсанэпиднадзора и Госпожнадзора. Указанные органы дают заключения о том, что они не возражают против осуществления медицинской деятельности по данному адресу. При этом центр санэпиднадзора указывает в своем заключении - какие именно виды, из числа планируемых к осуществлению, соответствуют санитарным правилам и нормам. Известно, что указанные правила отличаются для различных видов медицинской деятельности.

9. Сведения о нормативно-методическом обеспечении деятельности. В нормативно-методическое обеспечение включаются все законодательные и нормативные акты, инструкции, приказы и положения по данному медицинскому учреждению и т.д. В большинстве случаев анализ перечня документов, которыми планирует руководствоваться соискатель лицензии, позволяет сделать вывод о готовности учреждения оказывать заявленные виды медицинской деятельности.

10. Копии документов, подтверждающих право пользования помещениями, в которых будет осуществляться лицензируемая деятельность, и копия поэтажного плана указанных помещений, выданная органом технической инвентаризации.

11. Копию аккредитационного сертификата.

II этап лицензирования: проведение проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. В течение этого этапа производится анализ представленных документов.

III этап лицензирования: принятие лицензирующим органом решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии. Решение лицензирующего органа оформляется приказом. Согласно законодательству лицензирующий орган обязан принять решение о выдаче или отказа в выдаче лицензии в течение 30 дней с момента представления соискателем лицензии всех необходимых документов.

TV этап лицензирования: уведомление соискателя лицензии о принятом решении. Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии в 3-дневный срок после принятия решения.

Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) в письменной форме с указанием банковских реквизитов и срока оплаты лицензионного сбора.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) в письменной форме с указанием причин отказа. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

Наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

Несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Лицензионными требованиями и условиями являются:

а) Выполнение требований законодательства Российской Федерации. Согласно Закону РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» к законодательству об охране здоровья граждан относятся не только законы как таковые, но даже правовые акты субъектов РФ.

б) Наличие помещения, соответствующего экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, противопожарным нормам и правилам. Таким образом, недопустимым является оказание медицинской помощи только на дому у пациента. Обязательно должна быть возможность оказания помощи амбулаторно или стационарно.

в) Наличие в штате работников (врачей, среднего медицинского персонала, инженеров, техников и др.), имеющих профессиональное образование, подтверждаемое представлением соответствующих документов на право занятия профессиональной деятельностью по специальности, и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемой работы, - для юридического лица; высшее или среднее медицинское образование и специальная подготовка, соответствующие требованиям и характеру выполняемой работы, - для индивидуального предпринимателя. В соответствии с Постановлением Президиума Арбитражного Суда РФ индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую деятельность, обязан оказывать услуги лично и не имеет права нанимать на работу другого врача.

г) наличие организационно-технических возможностей и материально-технического оснащения (включая оборудование и инструменты) для осуществления медицинской деятельности.

Vэтап лицензирования (в случае отказа): проведение независимой экспертизы Необходимо отметить, что пятый и шестой этапы лицензирования в случае отказа в выдаче лицензии могут отсутствовать - оба или какой-либо один из них. В случае отказа соискатель вправе требовать проведения независимой экспертизы. В этом случае представители лицензирующего органа не входят в состав экспертной группы.

VIэтап лицензирования (в случае отказа): судебное разбирательство. Соискатель лицензии вправе обжаловать принятое решение в судебном порядке.

V этап оплата соискателем лицензионного сбора за предоставление лицензии. Лицензионный сбор оплачивается в бюджет. Его величина составляет 1000 рублей. В случае неоплаты соискателем лицензии лицензионного сбора лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию.

VIIэтап лицензирования (в случае положительного решения): выдача лицензии. После представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора, лицензирующий орган обязан выдать лицензию в течение 3-дневного срока.

В лицензии указываются виды медицинской деятельности, разрешенные к осуществлению.

Контроль за деятельностью лицензиатов. Лицензирующий орган является контрольным органом и вправе проводить проверки соответствия лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям. Обычно осуществляется 3 вида проверок:

Плановые проверки;

Внеплановые проверки (по жалобам граждан, организаций и обращениям других контрольных и надзорных органов);

Поисковый контроль - установление факта деятельности организаций без лицензии или с окончанием срока действия лицензии, для последующего уведомления налоговых и правоохранительных органов.

По результатам проверки лицензирующий орган вправе:

Выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

Выносить предупреждения лицензиату;

Приостановить действие лицензии;

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Направить в суд заявление об аннулировании лицензии. Аннулирование лицензии возможно только в судебном порядке. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.

Порядок продления срока действия лицензии на осуществление медицинской деятельности аналогичен порядку его выдачи. В случае если за время действия лицензии не зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий, продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее переоформления.

Таким образом, нормативная база в целом достаточно четко определяет порядок лицензирования медицинской деятельности. Установлено, что этот вид деятельности подлежит лицензированию, определено, что его лицензирование осуществляет лицензирующий орган субъекта Российской Федерации, описаны этапы лицензирования с указанием максимальной продолжительности отдельных этапов, утвержден перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию, определены основания для отказа в выдаче.лицензии и т.д. Безусловно, имеются отдельные проблемы в осуществлении лицензирования медицинской деятельности. Однако значительно большие трудности правового и организационного характера выявляются при осуществлении аккредитации медицинских учреждений.

Ранее было отмечено, что нормативная база предусматривает обязательность лицензирования медицинской деятельности. В Законе Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» указано, что лицензия выдается на основе сертификата соответствия условий оказания медицинской помощи неким стандартам. В то же время в Законе «О медицинском страховании граждан в РФ» дается определение процедуре «определения соответствия медицинских учреждений стандартам». Согласно Закона - это ничто иное как их аккредитация. Вместе с тем следует отметить, что данный Закон «определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации». На первый взгляд законодатель предусматривает, что аккредитации в обязательном порядке подлежат лишь те медицинские учреждения и предприятия, которые входят в систему медицинского страхования. Однако в большинстве территорий страны органы исполнительной власти ставят знак равенства между аккредитацией и сертификацией, обязательность прохождения которой перед лицензированием предусматривают «Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ». Необходимо подчеркнуть, что и аккредитация, и выдача сертификатов предусматривают использование стандартов. Вместе с тем согласно законодательству формирование стандартов является компетенцией Российской Федерации, практически отсутствуют нормативные документы федерального уровня, в которых был бы четко прописан механизм аккредитации. В этой связи следует приветствовать усилия Министерства здравоохранения РФ, лицензирующих органов ряда территорий по формированию отраслевого стандарта на проведение аккредитации. Однако по различным причинам разработка и утверждение стандарта затягивается, а органы исполнительной власти субъектов Федерации с 1994 года вынуждены каждодневно решать практические вопросы по осуществлению этой процедуры. Противоречия и правовые коллизии в нормативной базе, отсутствие четкого методического руководства по вопросам аккредитации из федерального центра привели к тому, что территории стали самостоятельно разрабатывать средства и механизмы этой процедуры. Различия в подходах привели к тому, что объектом оценки при осуществлении аккредитации в разных субъектах Российской Федерации выступают различные компоненты качества медицинской помощи. В ряде субъектов по результатам аккредитации происходит присвоение категории учреждению (в большинстве территорий), в других - категории не присваиваются. Лицензирующие органы одних субъектов Федерации при аккредитации используют совокупность из 3 аккредитационных категорий, другие присваивают одну из 4 категорий, третьи - 5 категорий и т.д. В процессе аккредитации используется самый различный набор параметров и критериев оценки.

В ряде субъектов Российской Федерации аккредитация по сути заменяет проведение проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям (2 этап лицензирования). В других субъектах эти процедуры идут параллельно. В любом случае результатом проведения аккредитации является определение лечебных и диагностических возможностей медицинского учреждения путем установления:

1. Перечня манипуляций и услуг, которые разрешено осуществлять данному учреждению или категорий больных, которых разрешено лечить в данном учреждении;

В большинстве случаев в основу аккредитации положены специально разработанные территориальные «Программы аккредитации» по медицинским, фармацевтическим учреждениям и предприятиям всех профилей и специальностей.

Анализ опыта регионов по проведению аккредитации позволяет выделить общие этапы осуществления этой процедуры.

Действующая медицинская лицензия является основным разрешительным документом для работы лечебных учреждений (клиник, санаториев), фармацевтических компаний, салонов красоты и других организаций, оказывающих услуги населению в сфере охраны, восстановления и поддержки здоровья. До недавнего времени, срок действия данного разрешения составлял 5 лет; по истечении этого периода осуществлялось продление лицензии на медицинскую деятельность. Данная процедура сопровождалась сбором документации, проведением проверок и прочим. С недавнего времени указанное разрешение выдается бессрочно, за исключением ряда случаев, когда лицензиат (организация или индивидуальное предприятие) претерпевает определенные изменения.

Нормативная база, регламентирующая продление медицинской лицензии

С конца 2011 года такое понятие, как продление медицинской лицензии, является неактуальным и не используется в нормативно-правовой сфере.

Понятие, как и сама процедура, продления лицензии на медицинскую и фармацевтическую деятельность было упразднено, согласно следующим законодательным актам:

  • Федеральному закону №99-ФЗ от 04.05.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», часть 4 ст. 9 (ред. от 4.03.2013);
  • Письму Россздравнадзора № 04И-1000/11 от 26 октября 2011 г.

В соответствии с указанными документами, лицензия на оказание медицинских услуг действует бессрочно, то есть не требует переоформления и получения нового документа. Лицензии, выданные ранее и предоставленные до 3 ноября 2011 года (дня вступления в силу ФЗ №99-ФЗ), также действуют бессрочно. Исключение составляют документы, не содержащие перечня услуг, а также разрешения на виды деятельности, наименования которых были изменены.

Продление равнозначно переоформлению лицензии

После вступления в силу вышеуказанных нормативных актов, продление медицинской лицензии слилось с понятием переоформления. Таким образом, с 3 ноября 2011 года, в ряде случаев, прописанных на законодательном уровне, осуществляется переоформление лицензий на медицинскую деятельность.

Лицензия на фармацевтическую деятельность , медицинские услуги и прочие работы в сфере здравоохранения продлевается/переоформляется, если происходят следующие изменения в деятельности юридического лица:

  • компания была реорганизована;
  • изменился юридический адрес организации;
  • претерпел изменения перечень медицинских услуг, оказываемых лицензиатом;
  • изменилось название медицинских услуг;
  • для индивидуальных предпринимателей - если изменилось место жительства или паспортные данные соискателя лицензии (учредителя ИП).

Данные изменения, согласно закону, требуют переоформления лицензии; они не только должны быть прописаны в новом разрешительном документе, но и занесены в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Важно отметить, что продление (переоформление) лицензии на медицинскую деятельность должно быть осуществлено в срок не более 15 рабочих дней с момента занесения сведений в реестры.

В виду того, что указанные нормативные акты были изданы и вступили в силу относительно недавно, могут быть спорные моменты, так как многие компании оформляли лицензии, основываясь на документах прошлого издания. За счет этого могут возникнуть спорные вопросы. Мы предлагаем профессиональные услуги в области юриспруденции. Юристы нашей компании помогут Вам своевременно и правильно переоформить медицинскую лицензию, продлить срок действия разрешительных документов на 2015 год и избежать возможных сложностей.

Здравствуйте!

Дело в том, что все лицензии, по которым срок действия истек подлежат переоформлению. Лицензии, которые выдаются сейчас, теперь бессрочные.

Лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные медицинским организациям до 1 января 2012 г., не переоформляются в связи с изменением классификации видов медицинской помощи и перечня оказываемых услуг, установленного новым Положением. Данные лицензии, в которых работы и услуги приведены не в соответствии с Перечнем, утвержденным новым Положением,действуют до истечения срока их действия, после чего должны быть переоформлены в порядке , установленном ч. 9 ст. 18 Закона о лицензировании (то есть как и при переоформлении лицензии в связи с изменением перечня видов работ (услуг)) (ч. 15 ст. 100 Закона об основах охраны здоровья граждан, п. 3 письма Минздравсоцразвития России от 16.12.2011 N 12-1/10/2-12710).

Лицензии на осуществление отдельных видов медицинской деятельности, выданные до 1 января 2012 года медицинским организациям муниципальной системы здравоохранения, не должны переоформляться в связи с передачей указанных организаций в состав государственной системы здравоохранения. Такие лицензии действуют до истечения указанного в них срока (ч. 15 ст. 100 Закона об основах охраны здоровья граждан).

Обратите внимание! В ч. 4 ст. 22 Закона о лицензировании предусмотрены дополнительные основания для переоформления по истечении срока действия лицензий, выданных ранее (до вступления в силу Закона о лицензировании, то есть до 03.11.2011):

Отсутствие в лицензии перечня работ (услуг), которые выполняются (оказываются) в составе лицензируемого вида деятельности;

Изменение наименования лицензируемого вида деятельности.

В отношении медицинской деятельности включение в лицензию (приложение к лицензии, которое является ее неотъемлемой частью) перечня видов работ и услуг было предусмотрено и ранее (п. 10 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30), поэтому такое основание для переоформления лицензии, как отсутствие в ней перечня работ (услуг), в отношении ранее выданных лицензий на медицинскую деятельность применяться не должно.
В отношении же иного дополнительного основания для переоформления - изменения наименования лицензируемого вида деятельности - необходимо отметить следующее. Согласно пп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», действовавшего до 3 ноября 2011 г., наименование данного вида деятельности было указано как «медицинская деятельность». При этом в п. 2 ст. 1 данного Закона было установлено, что его действие не распространяется на медицинскую деятельность, осуществляемую негосударственными медицинскими и иными организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».В новом Законе о лицензировании, а также в Положении наименование лицензируемого вида деятельности приведено в следующем виде: «медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра „Сколково“)» (п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. 1 Положения). Несмотря на то что данная поправка не внесла каких-либо изменений по существу, не исключено что такое изменение формулировки может быть расценено лицензирующими органами как изменение наименования лицензируемого вида деятельности.Это может способствовать возникновению спорных ситуаций, поскольку у лицензирующих органов в этой связи появляются формальные основания по истечении срока действия лицензий на медицинскую деятельность, выданных до 03.11.2011, требовать их переоформления. Данный подход косвенно подтверждается также разъяснениями, данными Минздравсоцразвития России в письме от 16.12.2011 N 12-1/10/2-12710 по вопросу наименования лицензируемого вида деятельности, указываемого лицензирующим органом при заполнении бланка лицензии. В п. 1 данного письма разъясняется, что при заполнении формы лицензии на осуществление медицинской деятельности наименование лицензируемого вида деятельности необходимо указывать в полном соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании. Таким образом, из указанных разъяснений следует, что наименование лицензируемого вида деятельности составляет формулировка п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании целиком.Если срок действия ранее выданной лицензии истекает, рекомендуем организациям и предпринимателям уточнить в лицензирующем органе, нужно ли переоформлять имеющуюся у них лицензию. В любом случае, как указано выше, по истечении срока их действия должны быть переоформлены те лицензии, которые содержат перечень работ и услуг, не указанных в Перечне, утвержденном новым Положением.

До переоформления лицензии организация и индивидуальный предприниматель вправе продолжать осуществлять лицензируемый вид деятельности во всех случаях, указанных в ч. 1 ст. 18 Закона о лицензировании, за исключением следующих (ч. 2 ст. 18 Закона о лицензировании):- ведения лицензируемой деятельности не по адресу, указанному в лицензии;- начала осуществления видов работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, но в лицензии не указанных;- реорганизация юридического лица в форме преобразования. В данном случае заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые документы должны быть поданы в лицензирующий орган не позднее чем через 15 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ (ч. 5 ст. 18 Закона о лицензировании). В течение этого срока (15 рабочих дней) организация вправе продолжать осуществлять лицензируемый вид деятельности. Отметим, что для случая реорганизации в форме слияния такая возможность (осуществлять лицензируемый вид деятельности в течение 15 рабочих дней после внесения изменений в ЕГРЮЛ) Законом о лицензировании не предусмотрена.

Таким образом, в любом случае, по истечение срока действия лицензии вы должны ее переоформить на бессрочную, а также если имеются основания, перечисленные выше, вы обязаны переоформить ее до истечения указанного в ней срока..

С уважением, Елизарова Анна

Уважаемый руководитель клиники!

Информируем Вас, что лицензии на медицинскую деятельность, полученные до 1 января 2012 года НЕ являются бессрочными, а действуют до истечения указанного в них срока , а далее подлежат . Для оказания на законных основаниях после окончания срока действия такой лицензии, клинике необходимо ее переоформить в соответствии с действующим законодательством.

Например, срок действия лицензии на медицинскую деятельность от августа 2008 г., истекает в августе 2013 г. Такую лицензию надлежит переоформить в надлежащем порядке.

Приглашаем на семинар

Получение и переоформление лицензии на медицинскую деятельность. «Бессрочные» лицензии. Лицензионные требования, ответственность за их нарушение. Программа производственного контроля, текущая жизнь клиники в рамках правового поля.

В программу семинара вошел вопрос: «Предварительные и периодические медицинские осмотры. Необходимая вакцинация»

Многие клиники добросовестно заблуждаются думая, что законодатель «сделал» все лицензии бессрочными. Однако, это не так . Проясним данную ситуацию:

  1. Большинство положений (ред. от 04.03.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - ФЗ № 99) вступили в силу только 03 ноября 2011 года. В частности норма о том, что все вновь получаемые лицензии являются бессрочными. Что касается действующих лицензий, выданных до ноября 2011 года, то они вроде как автоматически пролонгировались, за исключением двух случаев:
    • В случае, если изменилось наименования вида(-ов) деятельности, на который(-е) была получена лицензия.

      Медицинской деятельности данное основание не коснулась, потому что ее наименование «медицинская деятельность» осталось неизменным по отношению к предыдущему ФЗ № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Обращаем Ваше внимание, что ФЗ № 99 ввел новый перечень наименований видов деятельности, для законного оказания которых, необходимо получить лицензию.

    • В случае, если лицензия не содержит .

      ФЗ № 99 НЕ утверждал нового перечня работ (услуг) в составе конкретных видов деятельности, подлежащих . Новый перечень был утвержден лишь в марте 2013 года .

    После выхода ФЗ № 99 у многих граждан РФ сложилось неправильное впечатление, что лицензии навсегда стали бессрочными и некоторые до сих пор находятся в данном заблуждении. Однако следует более внимательно ознакомиться с положениями ФЗ № 99 (п. 4. ст. 22), а также учитывать некоторые иные нормативные акты, о коих будет рассказано далее.
  2. С 1 января 2012 года вступает в силу (далее – ФЗ № 323), который «провозглашает» новую классификацию , условий и форм оказания медицинской помощи. Новеллой являлось то, что специализированные виды медицинской помощи (например, стоматология терапевтическая, стоматология хирургическая, стоматология ортопедическая), которые ранее могли оказываться как в амбулаторных, так и в стационарных условиях, по новой классификации стали предусмотрены только для оказания в условиях стационара. Таким образом, многие специализированные виды медицинской помощи согласно ФЗ № 323 перешли в иной классификационный вид медицинской помощи, а именно: .

    Те виды услуг, которые ранее относились к доврачебным видам медицинской помощи (например, сестринское дело, рентгенология), также перешли к иному классификационному виду медицинской помощи, а именно: Первичная доврачебная медико-санитарная помощь. По ФЗ № 323 первичная медико-санитарная помощь может оказываться в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

  3. Однако новый классификатор видов, условий и форм оказания медицинской помощи, утвержденный ФЗ № 323, не имел практической реализации, так как продолжал действовать старый перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, а именно: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2007 № 323).
  4. Только в марте 2013 года был выпущен новый Приказ Минздрава России от 11.03.2013 № 121н, утвердивший новый перечень медицинских услуг «в поддержку» классификации ФЗ № 323. Приказ Минздрава № 121н вступил в силу 26 мая 2013 года. Ниже приведен образец изменения классификации видов медицинской помощи и перечня оказываемых услуг на примере некоторых услуг по профилю стоматология:
    БЫЛО СТАЛО
    Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2007 № 323 – утратил силу с 26 мая 2013 г. Приказ Минздрава России от 11.03.2013 № 121н – вступил в силу с 26 мая 2013 г.
    Категория Виды услуг Категория Виды услуг
    Работы (услуги), выполняемые по доврачебной медицинской помощи Рентгенология;
    Сестринское дело;
    Работы (услуги), выполняемые при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях Рентгенология;
    Сестринское дело;
    Работы (услуги), выполняемые по амбулаторно-поликлинической медицинской помощи при осуществлении стоматология ортопедическая;
    стоматология терапевтическая;
    стоматология хирургическая;
    Работы (услуги), выполняемые при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях стоматологии ортопедической;
    стоматологии терапевтической;
    стоматологии хирургической;